Психология » История античной психологии » Клинические аспекты психоанализа

Клинические аспекты психоанализа
Страница 5

Сегодня, как и во времена первых публикаций З.Фрейда, диапазон его оценок характеризуется удивительным разнообразием: от ненависти и полного отрицания до преклонения и слепого следования каждому слову Учителя, боязнью совершить ошибку и отступить от буквы "первоучения". Почему же психоанализ почти целое столетие оказывается и предметом восхищения, и мишенью для нападок? Ответ на этот вопрос, по-видимому, следует искать не только во взглядах и мировоззрении самого З.Фрейда, но и в подходе к психоанализу учёных различного типа.

К критикам З.Фрейда относятся учёные-рационалисты, для которых превыше всего логика, для которых каждое умозаключение должно быть основано на воспроизводимости результатов и эксперименте. Для них познать это значит измерить, они строят свои научные исследования на иных методологических принципах, придерживаются иной парадигмы науки. Предмет исследований этих учёных - сфера нормального и нарушенного сознания, а не бессознательное.

И вдруг появляется Зигмунд Фрейд - человек, который дерзнул изучить нечто такое, что изучению не поддавалось. Он заявляет, что бессознательная сфера не подчиняется законам времени и пространства, что причину многих форм психических расстройств надо искать в самых ранних периодах жизни младенца, начиная с акта рождения, что видимая причина психического заболевания не есть истинная причина, а только вершина айсберга, чьё основание уходит в неведомую глубину. Ну как после этого канонизированным учёным с их "железной" логикой, чёткими прямолинейными умозаключениями не назвать Фрейда "выскочкой" и не начать обвинять его в мистике. Фрейд выступил в науке как революционер, и оппозиция, которую встретил психоанализ в кругах психиатрической официальной науки, свидетельствует, что были нарушены вековые научные и моральные традиции, был сделан шаг за пределы дозволенного. Сам Фрейд замечательно написал об этом в статье "Трудности на пути психоанализа".

К.Г.Юнг, А.Адлер, О.Ранк рано отошли от Фрейда, но развили его мысль в новых направлениях, оттолкнувшись от смелых догадок своего великого учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Шаманизм как феномен
О шаманизме говорят, подразумевая «примитивные» элементы различных религий. Например, можно исследовать индийский, иранский, германский, китайский и даже вавилонский шаманизм. Шаман является и магом, и знахарем. Считается, что он исцеляет, как и все знахари, и совершает факирские чудеса, как и все первобытные или современные маги. Но о ...

Музыкотерапия
Восходит к опыту древней медицины, Атарведам в Индии, работам Авиценны, Маймонида и др. Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделение седативной и тонизирующей музыки, разработки специальных музыкальных рецептов для различных заболеваний и эмоциональных состояний. Они используются ...

Исследования головного мозга. Центральное торможение
Ещё в докторской диссертации Сеченов выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующему изучению головного мозга. В Париже, в лаборатории Клода Бернара (1862 г.), Иван Михайлович экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную ...

Категории