Особенности работы с лицами юношеского возраста методом
кататимно-имагинативной терапииСтраница 6
Þ Встреча с особо значимым лицом. В этом мотиве пациенту предлагается представить эмоционально наиболее значимое лицо. Таким человеком может быть мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, любимый человек, кумир, учитель и т. д. Значимое лицо можно представить как в реальном, так и в символическом облачении, например, в образе животного, дерева и т. п. Появление значимого лица в образе в реальном виде может вызывать сопротивление. Напряжение сопротивления смягчается, если значимое лицо представлено в символическом облачении. Местом встречи со значимым лицом может быть реальное место или луг. Сам ландшафт символизирует различные стороны объектных отношений. Луг, ручей, округлая гора, лиственные деревья, море, а также кухня в доме символизируют материнский женский мир, источник символизируют материнскую грудь, остроконечная гора и хвойный лес символизируют отцовско-мужской мир, пещера символизирует утробу матери и женские гениталии. Дерево или группа деревьев также может служить символическим воплощением значимого лица. Положение деревьев друг относительно друга отражает динамику взаимоотношений внутри семьи. Техника проведения мотива значимого лица предполагает суггестивное предложение пациенту представить значимое лицо. Или пациента просят посмотреть вдаль и говорят, что сейчас оттуда появится какой-нибудь человек (не определяя кто именно) или кто-то из конкретных значимых лиц (например. отец, учитель, любимый человек и т. п.). Пациента просят рассмотреть приближающуюся фигуру. Если у пациента возникает страх, можно предложить ему спрятаться за кустом. Следует расспросить пациента о том, какие чувства возникают у него по отношению к этой фигуре. Важно также спросить, как появившийся человек относится к пациенту. Способ и форма контакта пациента с появившимся человеком позволяет сделать диагностические выводы об отношениях со значимым лицом [6; 34 – 62].
Внушение измененного хода времени
В настоящее время нет, пожалуй, в экспериментальной психофизиологии менее разработанного раздела, чем тот, который посвящен исследованию закономерностей восприятия человеком хода времени и особенностям функционирования нервных структур, составляющих временной анализатор. Достаточно сказать, что далеко не каждое руководство по психологии ...
Особенности развития детей в условиях депривации
На наш взгляд, логично разделить депривацию в зависимости от области развития, которая может быть подвержена депривационному воздействию, таким образом, мы можем выделить депривацию физическую, когнитивную и психосоциальную.
Физическая - это психическое состояние, возникшее в результате лишения или ограничения двигательной или стимульн ...
Психологические особенности старшего и младшего ребенка
Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним. Младенцы нередко сильно привязываются к старшим сиблингам и бывают очень расстроены, когда их с ними разлучают даже на ночь.
Нередко старшие дети являются для мл ...
