Особенности работы с лицами юношеского возраста методом
кататимно-имагинативной терапииСтраница 4
Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения.
Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере раститетности на лугу.
В норме это:
¾ летнее время года или поздняя весна
¾ день или утро,
¾ погода хорошая, на небе солнце
¾ богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов.
¾ луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом.
В общих чертах, осенняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя - об оптимистическом ожидании, а летняя - об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то. Материнская символика луга может быть еще более акцентирована тем, что на нем пасутся коровы. Следует расспросить пациента о размерах луга и о том, что находится по его краям. Подростки представляют иногда бесконечно протянувшиеся луга, уходящие на многие километры вдаль. В этом может проявляться недостаточная дифференциация границ их собственного Я, и иллюзорные ожидания относительно их будущей жизни.
Работа с мотивом луга, конечно же, не исчерпывается описанной выше диагностической стороной. Представление образа луга имеет сильный психотерапевтический эффект. В техническом отношении пациенту предлагается делать на лугу все, что он хочет. При этом пациенту задается вопрос: "Что бы Вам хотелось сейчас сделать?" У пациента могут появиться такие желания, как погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т. д. Другими словами, психотерапевт занимает так называемую разрешительную, всё позволяющую позицию и в некоторой мере даже представляет пациенту ведение. Нередко пациент оказывается в растерянности, не зная, что ему делать на лугу. В этом, как и в целом в символдраме, проявляются наиболее типичные для данного человека тенденции поведения, которые, как правило, свойственны ему также и в реальной жизни, хотя они не всегда им осознаются.
Если пациенту не приходит ничего в голову, что бы он мог сделать на лугу, то, наверное, и в обычной ситуации он не знает, что ему делать и что доставит ему радость. Такой человек не привык следовать собственным желаниям и импульсам. Он скорее склонен к пассивной установке и предпочитает получать указания и инструкции от других людей. Предоставление свободы может, таким образом, вызвать у него тягостное и беспомощное состояние, поставив его перед внутренней дилеммой. Подобная пассивная установка может быть частью нарушения, которое характеризуется как невротическое развитие личности или невроз характера, коррекция которого очень сложна и трудоемка.
Мотив луга можно давать пациенту как один раз, так и на многих последующих сеансах. Он может оставаться также только коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы. Особые трудности для начинающих психотерапевтов связаны с проблемой, каким образом и как часто следует задавать во время сеанса уточняющие вопросы. Как уже отмечалось, такие вопросы могут способствовать тому, чтобы образы переживались более ясно, более четко, в более ярких цветах, чтобы появлялись новые детали, и образ в целом становился богаче.
Þ Подъем в гору. Для здорового пациента это, как правило, не составляет большого труда. Перед пациентом ставится задача, от осуществления которой он может в принципе отказаться. Но это происходит все-таки крайне редко. Символическое значение подъема в гору связано с теми задачами, которые ставит перед нами жизнь. Некоторые люди ставят перед собой высокие или даже крайне высокие задачи, другие довольствуются средним уровнем и испытывают при этом меньше сложностей.
Активное наступление сна или лишение бодрствования?
Уже в самых ранних исследованиях механизмов сна четко намечаются две основные точки зрения на эту проблему. Первая — сон возникает в результате активного процесса, возбуждения определенных структур («центров сна»), которое вызывает общее снижение функций организма (активные теории сна). Вторая - это пассивные теории сна, или теории деаф ...
Выявление управленческого потенциала на основе изучения я-концепции
руководителя
Практический аспект нашего исследования заключается в том, чтобы на основе изучения Я- концепции руководителя выявить его управленческий потенциал. На базе проведенного исследования можно разработать методику выявления управленческого потенциала.
Определим критерии управленческого потенциала. Разработаем ряд качеств руководителей и дад ...
Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими ...
