Исследование
Страница 1

Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня самоотношения, с помощью теста-опросника Столина, в одиннадцатых классах. В результате проведенной работы выявлена "Группа риска" состоящая из лиц юношеского возраста, у которых после двукратного обследования было выявлено изменения в аутосимпатии, в сторону враждебности и изменения по шкале "самоинтереса". В группу попало 8 учеников из них 5 девочек и 3 мальчиков, в возрасте от 16 до 17 лет.

На основе всего этого мы перешли к собственному исследованию, в котором основной целью ставилось изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.

После ознакомительной беседы с испытуемыми и установления положительно-эмоционального доверительного контакта им было предложено пройти "психологическую игру", в которой необходимым условием было представить себя через 10 лет – "Мотив представить себя на 10 лет старше". Все занятия происходили индивидуально.

Данный мотив

дает представление о внутренних установках и ожиданиях подростка относительно своего будущего. В связи с этим этому мотиву отводится также и важная роль в воспитательном аспекте психотерапии.

Цель мотива

: заключается в диагностике и коррекции негативного эмоционального самоотношения. Состоит в осознании реального эмоционального самоотношения и осознании защитных механизмов, позволяющих не переживать негативную самооценку. Интеграция негативных переживаний и представлений о самом себе.

Ход занятия:

каждому участнику предлагается представить себя через 10 лет. Как он себя видит, и чем занимается. Кто его окружает через 10 лет, те же знакомые или появятся новые. Как его видят родные, товарищи, враги, незнакомые люди.

Возможны следующие вопросы ведущего:

· Какая проблема актуальна для этого человека?

· Что вы видите?

· Какое чувство возникает, когда вы смотрите на себя?

· Что нравится (не нравится) в себе?

· Какое чувство в собственном самоотношении преобладает?

В ходе работы после 3 сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5 сеанса – общее количество сеансов составило 5, по 45 минут каждый. Нужно заметить, что всем испытуемым понравились внеклассные занятия, хотя поначалу было проявлено некое сопротивление.

После проведения занятий по кататимно-имагинативной терапии было проведено тестирование с помощью "теста-опросника самоотношения Столина" (см. приложение №1), для оценки изменения самоотношения у испытуемых. В ходе тестирования были получены следующие данные, которые представлены в таблице (сырые баллы были переведены по таблицы теста приложение №1):

Испытуемые № n/n

№1 (муж., 16 лет)

№2 (жен., 16 лет)

№3 (жен., 16 лет)

№4 (жен., 17 лет)

№5 (муж., 16 лет)

№6 (жен., 16 лет)

№7 (муж., 17 лет)

№8 (жен., 16 лет)

шкала S

96.00

90.67

96.67

98.67

96.00

88.00

90.67

93.33

Фактор I

86.67

80.00

91.33

71.33

86.67

91.33

91.33

80.00

Фактор II

77.33

69.67

86.00

77.33

96.67

90.67

77.33

69.67

Фактор III

100.00

53.00

72.33

39.67

100.00

39.67

91.33

53.00

Фактор IV

92.33

71.33

92.33

49.67

92.33

71.33

49.67

100.00

Фактор 1

81.33

65.67

81.33

65.67

100.00

81.33

65.67

92.33

Фактор 2

100.00

32.00

51.33

100.00

80.00

51.33

100.00

80.00

Фактор 3

100.00

89.67

89.67

100.00

100.00

70.67

100.00

89.67

Фактор 4

79.67

60.33

79.67

60.33

92.00

60.33

60.33

92.00

Фактор 5

60.67

43.33

96.67

43.33

81.67

81.67

60.67

96.67

Фактор 6

80.00

54.67

80.00

34.33

34.33

80.00

54.67

80.00

Фактор 7

83.67

43.33

83.67

43.33

68.67

83.67

68.67

83.67

Страницы: 1 2


Различные концептуальные подходы к освещению проблемы.
Личностные особенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русские психологи. На данную проблему существует множество точек зрения, рассмотрим лишь некоторые: Е. Доуан Для среднего подростка совершенно не характерны ни Дж. Адельсон личностные кризисы, ни крах “я” - концепции, ни тенденции от ранее приобретенных ценнос ...

Когнитивное развитие дошкольника
Познавательная сфера дошкольника Развитие восприятия в дошкольном возрасте связано с формированием способов и средств ориентации. В этом возрасте, как показали исследования Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и эталонов фонем родного языка. Усвоение общественно выработанных эт ...

Мысли и изречения Эмиля Куэ
Человек подобен бассейну с двумя кранами, наверху и внизу. Через верхний кран бассейн наполняется. Нижний кран диаметром больше верхнего: когда он закрыт, бассейн полон; когда он открыт — бассейн опорожняется. Что произойдет, если одновременно открыть оба крана? Естественно, что бассейн всегда будет пуст. А что будет, если нижний кран ...

Категории