Каким должно быть воспитание детей?
Страница 1

Какой бы парадоксальной не показалась на первый взгляд моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребенка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребенка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нем воплощенными, и будет в течение всей беременности это представление в себе поддерживать, то у нее, наверное, родится ребенок соответствующего пола и соответствующего типа.

У спартанок рождались только сильные дети, становившиеся в последствии неустрашимыми воинами, так как наибольшим желанием матерей было дать отечеству именно такое потомство. Напротив того, у афинских женщин рождались дети с наклонностью к интеллектуальным интересам: духовные качества значительно преобладали в них над физическими.

Рождающийся при таких условиях ребенок чрезвычайно легко воспринимает делаемые ему благие внушения и превращает их в самовнушения, которые впоследствии обусловливают дальнейшее течение его жизни. Следует твердо помнить, что все наши слова и все наши поступки суть не что иное, как результат самовнушений, вызываемых в большинстве случаев внушением примера или слышанного слова.

Что же должны делать родители и наставники, чтобы препятствовать проникновению в детей вредных самовнушений и, наоборот, способствовать внедрению благих? Прежде всего — быть с ними всегда ровными и спокойными и говорить, хотя и ласковым, но твердым и решительным тоном. Таким путем легче всего заставить детей слушаться: у них не возникнет при этом желания оказать какое-либо сопротивление.

В особенности — и это самое главное — избегайте в отношении к детям грубости: вы всегда рискуете вызвать у них этим самовнушение страха, сопряженного с ненавистью.

Избегайте также говорить в их присутствии дурно о ком-нибудь, как это часто слышишь в салонах, где с самым невинным видом перемывают косточки близких друзей. Дети следуют неизбежно дурному примеру, и это может повлечь за собой в некоторых случаях самые печальные последствия.

Пробуждайте в детях желание знакомиться с явлениями природы и старайтесь заинтересовать их понятными объяснениями, даваемыми живым, занимательным тоном.

Отвечайте с охотой на все их вопросы и не отталкивайте их словами: «Ты мне надоел, оставь меня в покое, узнаешь в свое время».

Каков бы ни был повод, никогда не говорите ребенку: «Ты лентяй, ты ни к чему не способен и т. п.». Эти упреки могут вызвать в нем действительно соответствующие недостатки.

Если ребенок ленив и плохо учится, попробуйте сказать ему, хотя бы это была и неправда: «Ну вот, сегодня ты лучше, чем всегда, приготовил урок. Старайся, мой милый!» Ободренный этой непривычной похвалой, ребенок несомненно займется в следующий раз более усердно, и мало-помалу, благодаря такому разумному поощрению, действительно станет прилежным.

Ни в коем случае не говорите в присутствии детей о болезнях, — вы всегда рискуете тем, что вы их в них вызовете. Разъясните им, наоборот, что нормальное состояние человека — здоровье и что болезнь — аномалия, своего рода недостаток, которого можно избегнуть правильной и умеренной жизнью.

Не приучайте детей бояться возможных неприятных ощущений, — холода, жары, дождя, ветра и т. п. Говорите им, что человек может превосходно переносить все, нисколько не страдая и не жалуясь.

Не рассказывайте и без того боязливым детям про всякую нечисть: Страх, поселенный в ребенке, может проявиться впоследствии в очень печальной для него форме.

Родители, не воспитывающие своих детей сами, должны выбирать для этого лиц, которым они вполне доверяют. Мало еще, чтобы воспитатель любил детей, — нужно, чтобы он обладал именно теми качествами, которые вы хотели бы развить в ребенке.

Пробуждайте в детях любовь к труду и к занятиям, — говорите им, что это вовсе не трудно, давайте им все объяснения, как я уже указывал, в понятной и занимательной форме, вводите в них забавный анекдотический элемент, чтобы ребенок всегда с нетерпением ожидал следующего урока.

Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такою заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни и в конце концов приводит к распутству и даже к преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь.

Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, — в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, — уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками.

Страницы: 1 2


Психология усвоения иностранного языка у старшеклассников – билингвистов
Эффективность обучения иностранному языку в школе в большой степени зависит и от того, насколько его методы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся. В интересах дела необходимо не просто знать и четко различать сильные и слабые (с точки зрения требуемых результатов обучения) стороны каждого возраста, но главное, ставя ...

Расстройства интеллекта
Интеллектом в психологии называется система всех познавательных способностей индивида и, в частности, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности. Выделяется три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; 2) способност ...

История возникновения игры. Игра у животных и человека
Д.Б. Эльконин в книге "Психология игры". На заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача в охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных д ...

Категории