Структура понятия самооценки.

Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М Среди западных психологов это К. Роджерс, А. Маслоу, М. Вагнер, и др.

Мы остановимся на структуре самооценки М.Вагнера. Его структурная разработка самооценки ценна, во-первых, тем, что он рассмотрел самооценку в свете человеческих потребностей. Во-вторых, он дал, на наш взгляд, наиболее исчерпывающий перечень факторов, из которых строится самооценка человека:

à Ощущение себя любимым.

à Чувство собственного достоинства.

à Чувство компетентности.

Хотя каждый аспект затрагивает отдельную потребность человеческой души, они взаимосвязаны. Например, невозможно иметь здоровое чувство собственного достоинства, долгое время, не ощущая себя любимым окружающими, или трудно чувствовать себя компетентным, находясь в среде, где человек не уважается как личность.

Вследствие того, что эти три аспекта взаимосвязаны, некоторые психологи, рассматривая эти категории, соединяют некоторые из них в одно целое. Например, Маслоу и Олпорт объединяют “достоинство” и “компетентность”. Нужно признать, что связь между “достоинством” и “компетентностью” действительно существует, однако “достоинство” - это более широкое понятие, чем просто гордость за свои успехи и уверенность в своих навыках. В свою очередь, “чувство компетентности” имеет свою специфическую направленность и выходит за рамки понятия “чувство собственного достоинства”. Поэтому в целях лучшего понимания структуры самооценки мы будем придерживаться того разграничения понятий, которое предложил Вагнер.


Тесты-задания
Тест-задание - предполагает получение информации и психологической характеристики человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии либо отсутствии, а также степени ...

Классификация репрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационные системы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации), предпочитаемую (представление информации в сознании) и референтную (оценка информации). Каждая из перечисленных систем может быть пре ...

Понятие, значение и структура я- концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феном ...

Категории