Родители.
Страница 1

Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности. В частности, Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришла к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Дети матерей, которые хотели и ждали ребенка, оказались гораздо здоровее как эмоционально, так и физически. У детей же, которых не хотели и не ждали, формировалось ощущение своей нежеланности другим, своей ненужности окружающему миру.

Одной из наиболее распространенных причин формирования заниженной самооценки у ребенка во время беременности является нежеланность. Могло произойти так, что зачатие произошло не по воле семьи, и родители в данный момент не собирались иметь ребенка, а возможно, он разрушал их планы и т.д. В таком случае, мать, сама того не сознавая, через своё эмоциональное состояние передает ребенку информацию о том, что он не нужен родителям, что он не нужен в этом мире. В силу своего развития ребенок не может понять, почему он не нужен. Под таким влиянием формируется будущая личность. Формируется также и самооценка, хотя это не является осознанным процессом. Не проходя через сознание, самооценка формируется у ребенка на подсознательном уровне и, будучи уже взрослым, он и тогда не сможет понять, откуда и когда у него появились такие мысли о себе. Таким образом, ощущение своей ненужности родителям и этому миру просто вплетается в формирующийся внутренний образ. Это разрушает здоровый внутренний образ, т.к. для здорового эмоционального развития ребенок должен чувствовать, что его ждут и что его любят. Разрушается также и чувство принадлежности, т.е. ощущение себя любимым.

Не представляется возможным описать все пути формирования заниженной самооценки, и мы ограничимся лишь их перечислением.

Вот ребенок родился. Как дальше будет формироваться его самооценка?

Как мы уже упоминали, ребёнок попадает в руки родителей с уже заложенными в него свойствами темперамента. Является ли он легким или трудным, открытым или замкнутым, с положительным или отрицательным жизненным настроем, но таким он попадает в руки здоровой или нездоровой, опытной или неопытной молодой или немолодой семьи. Теперь зависит от них, насколько они смогут его таким полюбить, насколько смогут сформировать в нем чувство собственного достоинства и ощущение компетентности.

Кроме того, существуют многочисленные исследования, как зарубежных, так и отечественных психологов, показывающие, как окружающие люди (а главным образом родители) влияют на формирование самооценки. В частности, под руководством Авдеевой было проведено исследование, цель которого показать зависимость самооценки ребенка от метода воспитания, используемого родителями. Дети были разделены на 4 группы 1-2 месяца, 3 месяца, 6 месяцев, 8-12 месяцев. Затем каждая из групп была разделена на 2 группы. Воспитание детей первой группы происходило преимущественно путем запретов, а второй группы - путем поощрений. Замечена зависимость психического состояния ребенка от того, под какой тип воспитания он попал. И хотя нет возможности определить влияние определённого типа воспитания непосредственно на самооценку (т.к. очень сложно ее определить у годовалого ребенка), влияние типа воспитания на внутренний образ ребенка очевиден. А т.к. внутренний образ ребенка формируется в его подсознании, то, став взрослым, он не будет понимать, откуда у него такой негативный внутренний образ. “Мы не в состоянии вспомнить причины и время возникновения сомнения в себе и в своих способностях, потому что это случилось в ранние годы нашего сознательного существования”.

Итак, исследование показало, что, во-первых, тип воспитания формирует внутренний образ ребенка, во-вторых, что становление самооценки у младенца происходит в зависимости от отношения взрослого. Это значит, что в первые годы жизни формируется самооценка ребенка, отражающая оценку взрослого.

Ребенок растет. Продолжает формироваться его внутренний образ, и первостепенную роль здесь по-прежнему играют родители. У ребенка начинаются определенные фазы возбуждения, называемые детским негативизмом. В частности, Олпорт связывает негативизм с формированием чувства компетентности. Это проявляется через непослушание ребёнка или отказ от ожидаемых действий. Это может быть как резко агрессивный отказ, так и в виде игры, когда ребенок как бы подразнивает взрослых, демонстративно и лукаво делая то, что они запрещали. Родители не могут понять причину странной перемены поведения их ребенка. Эти психологически-нормальные негативные формы поведения чаще всего наблюдаются в периоды возрастных кризисов, когда у ребенка возникает устойчивая потребность в самостоятельности и самоутверждении. Одна из распространённых реакций родителей - подавление “восстания”. И здесь кроется опасность "сломать" ребенка, разрушить его формирующуюся волю. Став взрослым, он не будет понимать, почему он такой слабовольный и так легко поддается любому давлению. А острый дефицит самостоятельности часто перерастает в личностную зависимость.

Страницы: 1 2 3


Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувств ...

Что же такое наше "Я", как оно возникает и какова его роль в деловом общении?
"Я" — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формиро ...

Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии
В результате социального познания людей и категоризации социальных явлений создаются специальные психологические образования — социальные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнических, группах, о характерных чертах этносов. Считается, что термин «стереотип» возник в типографск ...

Категории