Психология » Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе » Взгляды З.Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”

Взгляды З.Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
Страница 1

По З.Фрейду, религия - невроз навязчивости человечества. Как он приходит к такому убеждению? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к работам Фрейда и проследим эволюцию его логики.

В работе “Тотем и табу” З.Фрейд определяет линию развития человеческого миросозерцания: “Соглашаясь с упомянутой выше историей человеческих миросозерцаний, в которой анимистическая фаза сменяется религиозной, а последняя научной, нам не трудно будет проследить судьбу “всемогущества мыслей во всех этих фазах” [8, с. 109]. Таким образом, Фрейд структурирует развитие мировосприятия по трем фазам, каждой из которых свойственно свое отношение к миру, а именно персональное могущество.

“В анимистической стадии человек сам себе приписывает это могущество, в религиозной он уступил его богам, но не окончательно отказался от него, потому, что сохранил за собой возможность управлять богами по своему желанию разнообразными способами воздействия. В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям” [8, с. 109].

Первой большой работой Фрейда, посвященной проблеме возникновения религии была “Тотем и табу”, написанная в 1912 году. В ней З.Фрейд рассматривает истоки возникновения тотемизма, анимизма и табу, праосновы религии. Попробуем обозначить основные этапы этой работы.

Вначале Фрейд используя этнографические зарисовки, объясняет происхождение инцеста. Попутно дается определение тотемизма. “ .Что же такое тотем? Чаще - животное идущее в пищу, безвредное или опасное, внушающее страх, реже растение или сила природы (дождь, вода), находящиеся в определенном отношении ко всей семье. Тотем считается праотцем всей семьи” [8, с. 21]. Далее указывается, что лица одного тотема связаны священными отношениями, тотем передается по наследству, члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в брак. За нарушение законов тотема ждет наказание, часто смерть. Нарушивший предписание сам испытывает сильное чувство вины и страх наказания. В комментарии Фрейд высказывает мысль, что “ .запреты тотема прежде всего направлены против инцестуозных вожделений сына” [8, с. 25].

Таким образом, одна из функций тотемизма, контроль за половым влечением к родственникам и З.Фрейд очень подробно рассказывает об этом. Сам запрет выражается многозначным словом “табу”. С одной стороны табу это священный (или нечистый) признак лиц или вещей: и род ограничения вытекающий из этого признака, а с другой стороны это святость (или нечисть), происходящая вследствие нарушения этого запрещения. Источник табу - сверхъестественная сила (Mana), наделяющая вещи разнообразными качествами. Цели табу - это защита и охрана людей от разнообразных опасностей. В основе запрещения лежит теория, что при контакте сила Mana переходит на объект и в зависимости от своего качества делает человека святым или нечистым. З.Фрейд отмечает, что табу животных состоящее главным образом в запрещении убивать и употреблять их в пищу составляет ядро тотемизма.

З.Фрейд пишет далее: “Самое близкое и бросающееся в глаза сходство навязчивых запретов (у нервнобольных) с табу состоит в том, что эти запрещения не мотивированы и происхождение их загадочно . Самое большее, о чем могут сказать больные, страдающие навязчивостью, - это о неопределенном чувстве, что из-за нарушения запрета пострадает какое-нибудь лицо из окружающих” [8, с. 47]. Главным запрещением невроза, как и табу, является прикосновение. Сходство невроза и табу выражается в следующих пунктах:

1) в немотивированности запретов;

2) в их утверждении благодаря внутреннему принуждению;

3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного;

4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей вытекающих из их запретов.

Механизм образования невроза и табу выглядит общим: в начале появляется сильное чувство наслаждения от прикосновения, этому наслаждению извне противопоставляется запрещение. Следствием запрещения явилось то, что влечение - наслаждение от прикосновения, подвергается вытеснению в бессознательное. Имеет место незаконченное положение, создается психическая фиксация и из постоянного конфликта между запрещением и влечением возникает все остальное. Первоначально оба; и наслаждение, и запрещение относятся к собственным гениталиям. Формируется двойственное отношение индивида к объекту или определенному действию. “Закон невротического заболевания требует, чтобы эти навязчивые действия все больше шли навстречу влечению и приближались к первоначально запрещенному действию [8, с. 52].

Страницы: 1 2 3 4


Цели и задачи исследования
Объект исследования: память. Предмет исследования: память детей дошкольного возраста Цель исследования: Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников. Задачи исследования: 1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников. 2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминае ...

Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал не ...

Психологическая природа самооценки
Самооценка является одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. От самооценки зависит характер взаимоотношений человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных крнтактов, ...

Категории