Введение

Дефектология - (от лат.defectus - недостаток и греч.logos - учение, наука) - наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, и др.). Развитие естественнонаучного направления в дефектологии связано с историей невропатологии, неврологии, физиологии и психиатрии. Поэтому для раскрытия темы данного проекта необходимо рассматривать дефектологию в контексте этих наук. Со второй половины XIX века все более увеличивается удельный вес клинического и психолого-педагогического аспектов исследования слабоумия. Эти исследования в значительной степени направлены на разработку критериев дифференциации слабоумных по состоянию и перспективам развития их интеллекта.

Эти данные были необходимы для решения вопросов о типах учреждений для различных категорий аномальных детей. Возросший к этому времени уровень развития психиатрии и психологии обеспечил возможность для подобных исследований.

Вторая половина XIX века характеризуется бурным развитием естественных наук. В психологии и педагогике все больше используется экспериментальный метод исследования.

Во второй половине XIX — начале XX века определились два направления в понимании характера и сущности слабоумия.

Представители первого направления основные усилия сосредоточивали на клиническом изучении слабоумия, на поисках его причины, на раскрытии материальной основы аномалий развития. Представители этого направления рассматривали слабоумие как состояние атипического развития в результате тех или других вредностей, нанесенных организму ребенка на разных стадиях его развития. Это направление в исследовании слабоумия наиболее полно было представлено за рубежом во второй половине XIX — начале XX века психиатрами В. Гризингером, В. Айрлендом, Б. Морелем, Д. Бурневилем, В. Вейгандом, Э. Крепелином и др., в России — И.П. Мержеевским, П.И. Ковалевским, С.С. Корсаковым, В.П. Сербским, А.Н. Бернштейном, В.И. Яковенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошиным и т. д.

Второе направление исследования имело преимущественно психолого-педагогический характер. Сторонники этого направления — А. Бинэ, Т. Симон, Санте де Санктис и другие — основное внимание уделяли изучению легких форм умственной отсталости. Сущность слабоумия понимается ими преимущественно как количественное отставание развития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника. Исходя из подобного понимания сущности умственной отсталости, названные исследователи в основном занимались изысканием путей выявления уровня психического развития ребенка. Их менее всего интересовали причины отклонений этого развития от нормы.

Разумеется, что эти основные направления исследования слабоумия развивались не изолированно друг от друга. Клиницисты проявляли большой интерес к психологическим аспектам изучения слабоумия и нередко в своих исследованиях пользовались данными и методами психологии. И наоборот, психологические и педагогические исследования умственной отсталости подкреплялись клиническими материалами.


Характеристика астенического синдрома
Астенический синдром - сочетание слабости, раздражительности, повышенной чувствительности, истощаемости, возбудимости, навязчивости (см. выше), фобии (см. выше), истерические состояния - состояния с выраженной эмоциональной лабильностью, театральностью, внушаемостью, порой - вспышками бурного возбуждения со слезами, заламыванием рук и и ...

Обучение как процесс управления. Методы обучения и их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратитьс ...

Позитивная психотерапия
Предложена Н. Пезешкианом в 1970-х гг. Исходит из того, что болезнь содержит в себе не только негативные, но и позитивные аспекты. Нарушения рассматриваются как проявление односторонних форм переработки конфликтов, сложившихся в динамике семейного опыта и культуральных влияний. Позитивная психотерапия методологически синтезирует психоди ...

Категории