Психология » Психологические особенности подростковой агрессивности » Агрессия как психологическая проблема. Феноменология агрессии и агрессивности: опыт терминологического различения

Агрессия как психологическая проблема. Феноменология агрессии и агрессивности: опыт терминологического различения
Страница 1

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.

Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, но многим может показаться, что именно на современном этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящем в нашем мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Почему же люди ведут себя агрессивно? Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования. Количество данных об агрессии так велико, поэтому мы обратимся к двум важным направлениям.

Во-первых, мы сосредоточимся, прежде всего, на проблеме человеческой агрессии. Во-вторых, обсуждение агрессии будет производиться, прежде всего, с социальной позиции.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон в своем фундаментальном труде «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические [6, с. 126].

При характеристике агрессии, чаще всего, используют два основных понятия – агрессивное поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.

В жизни бывает так, что, характеризуя того или иного человека, мы говорим: это агрессивная личность. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему – агрессивности. В то же время мы с удивлением должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов – агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия. Действительно, многозначность понятия «агрессия» достаточно очевидна.

О самой агрессии мы говорим тогда, когда она очевидна, т.е. проявляется в поведении или действиях человека.

В личностном опроснике, разработанном А.Бассом и А.Дарки в 1957 г. и предназначенному для диагностики агрессивных и враждебных реакций, выделяется:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Страницы: 1 2


Труд
С уважение относиться к труду, как одной из основополагающих норм социальной жизни. Согласно «Исследованию волевой саморегуляции» (приложение №7) у Азата развито чувство собственного долга и ответственности, а значит любая трудовая деятельность будет выполняться качественно и своевременно. Умеет равномерно распределять усилия, обладает ...

Стиль руководства
Термин "стиль руководства" большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки "развести" по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как "руководство", "управление", "лидерство" и т.п. Уточним их значения. Под управлением принято понимать процесс ...

Материал для восприятия температурных различий.
Тёплые кувшины. Материал: 8 металлических кувшинов. Цель: Дифференциация восприятия температурных различий. Возраст: Около трёх лет. Как работать с материалом. Учитель наполняет кувшины водой различной температуры. Каждая пара кувшинов содержит воду одинаковой температуры. Вода должна быть не горячее 45 градусов Цельсия. Это упр ...

Категории