Психология » Психологические особенности подростковой агрессивности » Агрессия как психологическая проблема. Феноменология агрессии и агрессивности: опыт терминологического различения

Агрессия как психологическая проблема. Феноменология агрессии и агрессивности: опыт терминологического различения
Страница 2

Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и агрессия без направленности (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т.п.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссора, крик и т.п.) и содержание словесных угроз (проклятия и т.п.) [5, с. 19].

Агрессивное поведение – «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», пишут Р.Бэрон и Д.Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный или мотивационный аспект, а именно поведенческий аспект проявления агрессии [6, с. 26].

На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.

Однако любое поведение – это поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. И нередко ошибаемся в этом прогнозе, поскольку сами по себе качества – это только возможности, предпосылки того или иного действия или поступка. Они могут проявиться в поведении, а могут и не проявиться. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством. С этой точки зрения, взгляд на агрессивность как устойчивое качество личности – это всего лишь понимание того, что агрессивность есть предпосылка, возможность агрессивного поведения. Поэтому прав А.А.Реан, когда говорит, что не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность равно как не каждая агрессивная личность должна обязательно демонстрировать агрессивное поведение [1, с. 364].

Итак,

если агрессивное поведение и агрессивность - это разные, хотя и связанные между собой понятия, то и природа их должна быть различной:

– природа агрессии заключается в рамках единой и цельной системы человека;

– истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера.

Страницы: 1 2 


Методы исследования, применяемые для изучения переговоров и переговорного процесса
Существуют самые различные методы исследования, используемые для изучения переговоров и переговорного процесса. Среди данных методов наиболее широко используются следующие [30, с.166]. Метод творческой визуализации Данный метод может быть использован для анализа причин конфликта. Это фактически использование воображения, путешествие в ...

Деятельность. Структура деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, ст ...

Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка
Сиблинговая позиция – (от англ. sibling брат или сестра) стратегия поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования инд ...

Категории