Психология » Взоимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте » Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Как известно, на стыке перехода от дошкольника к младшему школьнику у ребенка происходит кризис 7-ми лет. Это кризис саморегуляции.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие. [6.]

Ребенок нуждается в уважении со стороны взрослых, сверстников, учителей, родителей. Любой младший школьник требует это уважение, он желает чтобы к нему относились как к взрослому и самостоятельному человеку и если он видит что он понят и его потребность удовлетворенна, то тогда он строить отношения с этим человеком на основе понимания. Д. И. Фельдштейн отмечает, что детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. [26. 38-46., с. 38-46.] Это еще раз подтверждает, что ребенок только формирует отношение самого к себе, он начинает замечать не идеальность своей внешностью, фигуры, статуса, сравнивать себя с другими, здесь берут начало детские комплексы, которые могут крепко засесть в сознании личности.

Ребенок, обретя некую самостоятельность в школе, начинает рефлексировать себя как личность. У него появляется желание иметь на все свою точку зрения, появляется суждение о своей социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и получению обратной связи от значимых для него людей.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. [6.]

С наступлением периода среднего детства существенные изменения происходят в сфере социальных взаимодействий. При этом характер социального взаимодействия младших школьников существенно меняется от времени вступления в школу к концу периода среднего детства.

Психологи отмечают, что на первых порах взаимодействие первоклассника с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, который постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с другом. [22.]

Сфера общения со сверстниками, как правильно выделила Л. Валькова, кроется в мотивации выбора партнера младшими школьниками все еще остается потребность в игровом общении. [24] Однако многие школьники мотивируют свои выбор внешними факторами: «живем по соседству», «моя мама дружит с его мамой» и т.д. [22.] В 3-4 классе ситуация меняется. Начинает складываться детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями и чем глубже ребенок «включен» в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников. [15.]

С возраста 10 лет группа, коллектив сверстников занимает существенное место в жизни ребенка, он беспрекословно соответствует их стандартам, нормам, правилам, что порой может приобрести форму «религиозного преклонения». [18] Дети объединяются в группы по интересам, иногда они могут носить жестокий характер, для вступления в которые они используют шифры, коды, тайные знаки. Они стремятся обособить себя от мира взрослых, идет тенденция к нарушению правил и норм морали.

Однако, как утверждает Фельдштейн Д. И., существует другая тенденция объединения детей в группы – это национальная принадлежность. [26, 38-46., с. 38-46.]

Общение у младших школьников складывается по интересам, чем выше у личности социометрический статус, тем больше вокруг нее тех, кто беспрекословно следует всем желаниям. Такое общение не всегда благоприятно сказывается на тех кто не обладает лидерскими способностями, но отступив от принятых норм личность рискует быть в лучшем случае «исключена» из группы, в худшем униженна.

Социометрия является одним из наиболее эффективных способов исследования эмоциональных отношений внутри малой группы. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе, выявление «слабых», униженных и отвергнутых личностей и дальнейшая их психологическая коррекция с целью повысить самооценку ребенка для достижения достойной позиции в обществе.


Аргументация и показ товара.
Последовательность аргументации играет важную роль и имеет некоторые правила по проведению деловой беседы между продавцом и покупателем. Продавцу надо поднимать проблемы, вызывающие беспокойство клиента, показывая, что продавец о них знает. Окружать себя рекомендациями, указывать на солидность репутации, доказывать все, что выдвигается ...

Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ)
Академик Б.М. Кедров, разрабатывая модель познавательно- психологического "механизма" научного открытия, ввел понятие "барьера" (познавательно-психологический барьер - ППБ). Этот барьер на первом этапе своего возникновения и функционирования выполняет позитивную роль: он помогает полнее исчерпать возможности достигну ...

Национальное самосознание белорусской молодежи как психологическая проблема. Понятие самосознания
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том ...

Категории