Психологические особенности старшеклассниковСтраница 3
П. Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач (Gerstmann P. по М.Р. Гинзбургу). Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями [63].
Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема достижений в жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым – определение смысла своего существования. Ценности же задают ориентацию на будущее (об этом несколько подробнее – ниже). Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М. Шибаевой пониманием «самоопределения личности в культуре». Так, М.М. Шибаева отмечает «…важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации» [77].
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович утверждают, что стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов [29]. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также и в том, что, как справедливо отмечал еще П.П. Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и средства. В юношеском возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит на общение с обществом.
Так, в работах Д.И. Фельдштейна показано, что юношеский возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. «Узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие старшеклассником позиции «Я и общество». Содержательно это означает, что на этом уровне индивидуумом решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения [64].
В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в достижениях характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «я». В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. К. Обуховский считает, что потребность в достижениях образует тот «узел», который позволяет человеку интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни [41].
Каким должно быть воспитание детей?
Какой бы парадоксальной не показалась на первый взгляд моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребенка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребенка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нем в ...
Понимание творчества в гуманистической теории Маслоу
В частности, А. Маслоу утверждает, что творчество необходимый признак здоровья, а человек не творящий болен. Можно добавить к этому еще то, что жизнь в творчестве это человеческий уровень жизни, эволюционное новшество, заложенное в человеке.
А. Маслоу говорил, что у творческих людей их психологическое "Я" становится больше &q ...
Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. Можно предположить, что рост пользователей интернета будет продолжаться. В связи с этим стала актуа ...