Заключение
Страница 1

В работе проведены исследования Я- концепции руководителей для определения прогнозирования успешности выполнения управленческой функции, выявления потенциала руководителя как реального лидера в коллективе.

В работе сделаны следующие выводы:

1. Исследования теоретических источников явились основой для формирования парадигмы Я- концепции руководителя, включая такие составляющие, как:

- Я – концепция как фактор личностного самоопределения и самооценки

- Я- концепция в различных психологических теориях - Понятие, значение и структура Я- концепции

- Когнитивная составляющая Я- концепции или образ Я

- Эмоционально-оценочная составляющая Я- концепции или самооценка

- Поведенческая составляющая Я- концепции

- Психологическая природа самооценки

- Место самооценки в структуре личности

- Понятие, виды и типы самооценки

- Проблема психологии самосознания личности

- Личностное самоопределение как психологическая проблема

- Лидерская составляющая Я- концепции руководителя

- Теории лидерства

- Поведенческий подход к лидерству

- Ситуационные подходы к эффективному лидерству

- Новое в теориях личности

2. Выявлены лидерские составляющие Я- концепции руководителя, и их трансформации в модель поведения руководителей.

3. На основе многоаспектного и системного подхода к Я- концепции руководителя разработана батарея тестов, способствующих выявлению характерных лидерских черт, тенденций в становлении российских руководителей.

4. Для проверки надёжности и валидности используемых методик, проведены социологические исследования на основе анкетирования и тестирования, подтвердивших полученные результаты исследований.

5. На основании изучения теоретических источников и прикладных исследований, проведённых по аутентичной методике, можно сделать следующие обобщения:

· Я- концепция руководителя, как индивида, представляет собой совокупность всех представлений о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я- концепцию руководителя можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя;

· Я- концепция является важным фактором организации психики и поведения руководителя, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником его ожиданий.

· В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я- концепции, принадлежат Джеймсу, Кули и Миду;

· Джеймс постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному Я: Я- сознающее - рефлексивно-процессуальное и Я- как - объект - содержание сознания, в котором в свою оче­редь можно выделить такие аспекты, как духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я;

· Кули и Мид подчеркивали ведущую роль социальных взаимодействий как источника Я- концепции индивида.;

· Эриксон предложил генетическую теорию формирования эгоидентичности;

· Феноменалистический подход в понимании Я- концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положени­ях: поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия.

· Самооценка – важная и значимая составляющая структуры личности. Она преимущественно рассматривается в рамках таких понятий, как “Я- концепция” - “самосознание” – “самооценка”; ’’Я” – “образ Я”;

· Самосознание личности многоуровневая система, имеющая свою собственную содержательную и функциональную структуру. Она обычно включает в себя самооценку;

· Самосознание рассматривается как социальное сознание (В.В. Зенниковский), «результат, продукт» становления человека как личности (А.Н.Леонтьев), идентификации (Ю.М.Орлов), формирование собственной индивидуальности (И.С. Кон);

· Я- концепция руководителя определяет, во-первых, то, как он будет действовать в конкретной ситуации, во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция заключается в том, что она определяет также и ожидания, то есть его представления о том, что долж­но произойти.

В результате проведённых в дипломной работе исследований, на основании сделанных обобщений и выявленных тенденций подтверждается гипотеза работы и цель исследования, суть которой в том, что Я- концепция как совокупность социальных, психологических, нравственно-ценностных компонентов определяет потенциал руководителя и эффективность его управления, проявляемых как на поведенческом уровне, так и в принимаемых решениях.

Страницы: 1 2


Уровень субъективного контроля («локус контроля»).
Стратегия управления, отражающая стремление решать вопросы укрепления дисциплины и создания нормального климата через жесткий контроль и материальное поощрение, оказалось связанной с такими чертами личности, как общая неуверенность, склонность к опасениям. Руководители, как впрочем, и все люди, заметно различаются по тому, кому они скл ...

Обсуждение результатов исследования
Исследование проводилось с 45 подростками в возрасте 13-15 лет мужского и женского пола СШ № 2 г.Новый Уренгой. К подросткам были применены рассмотренные выше методики. В итоге были выявлены следующие результаты: 1. Опросник «Басса-Дарки» Обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» и ...

Результаты количественного анализа выраженности эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у сельских и городских учителей
При анализе средних значений показателей эмоционального выгорания (показатели – с 1 по 16) (см. табл. 3, рис. 1) видно, что для учителей сельской местности характерны более высокие показатели, нежели для городских. Это может свидетельствовать о большей выраженности данного синдрома. Нужно отметить, что сельские педагоги отличаются от го ...

Категории