Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Факторы развития эмоционального выгорания

Факторы развития эмоционального выгорания
Страница 1

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Пишут о трех факторах, играющих существенную роль в "эмоциональном сгорании": личностном, ролевом и организационном (у К.Кондо соответственно: индивидуальное, социальное и "характер работы и рабочего окружения") [цит. по 46].

В теоретическом обзоре, касающемся факторов развития эмоционального выгорания, Т.В.Форманюк выделяет следующие факторы.

Личностный фактор.

В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа данной работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что они не связаны с уровнем "эмоционального сгорания". Это же, отмечает Т.В.Форманюк, в отношении пола, стажа работы на данном месте подтвердили данные П.Торнтон. В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин (это первый аспект синдрома); возраст коррелирует с субшкалой истощение, хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания "эмоционального сгорания".

Т.В.Форманюк анализирует работу А.Пайнс с коллегами и отмечает, что они исследовали связь мотивации и "сгорания". В расчет брались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство значимости себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства и т. п. Прямой связи "сгорания" с удовлетворенностью зарплатой не найдено. Но остальные показатели связаны с развитием "сгорания": значимость работы как мотив деятельности ассоциируется с неуязвимостью по отношению к "burnout". Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательностью) ассоциируется с развитием "сгорания". Испытывающие недостаток автономности ("сверхконтролируемые") больше подвержены "сгоранию".

В связи с развитием "сгорания", ссылаясь на К.Кондо пишет Т.В.Форманюк, наиболее важно в человеке то, что является стрессом и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагируют на стресс по типу "А": агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, что хотелось достичь. К.Кондо относит к "сгорающим" и "трудоголиков" (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел призвание в работе до самозабвения). Автор отмечает работы Х.Дж. Фрейденберга, описывающего "сгорающих" следующим образом: они - сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентированные на людей и – одновременно – неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), "пламенные" и легко солидаризирующиеся. Ссылаясь на Е.Махер, Т.В.Форманюк пишет, что дополняется этот список "авторитаризмом", "низким уровнем эмпатии". Тем самым в противоречие вступают данные о связи высоких уровней сочувствия "сгорания" с данными о связи низкого уровня эмпатии с высоким уровнем "сгорания". Ю.Козелицкий [26] приводит данные американских психологов о том, что одним из факторов успешности в профессиях кратического типа ("власть (кратос)", по А.Адлеру, - основной мотив выбора социальной профессии) является низкая аффилиативная тенденция. Это означает сочувствие, сопереживание в житейском понимании, то есть содержит в себе оттенок простоты, доверительности, наивности; "эмпатия" - это, скорее, способность к сочувствию: отразить чувство, понять его, вербализовать, не растворяя его в чувствах другого, то есть понятие имеет больший оттенок интеллектуальности, чем эмоциональности и иную субъектную позиционность ("стоять выше…, но не ставить себя выше").

Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием – важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды. Остановимся на наиболее важных из них.

Страницы: 1 2 3


Основные признаки детского аутизма
(1) нарушение социального развития ( отсутствие интереса к контакту с родителями, другими взрослыми, недоразвитие комплекса оживления, эмоциональной привязанности, улыбчивости). (2) отсутствие речи ( неэмоциональность, недоразвитие). (3) необычные (нестандартные) реакции на среду (стремление к одиночеству, бесцельность поведения, повт ...

Речь
Явлениям речи и общения в учебниках по психологии до сих пор не найдено обоснованного места. Многие годы тема «Речь» излагалась в системе познавательных процессов вслед за темой «Мышление». Такая логика ставила речь в зависимость от мышления, и статус «формы мысли» долго был центральным в трактовке речи. В соответствии с ныне действующе ...

Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке
В семье закладывается модель внутрисемейных отношений, приобретаются навыки общения с разными людьми - по возрасту, интересам, личностным особенностям. Формируются социально-адаптивные навыки и умения разного уровня и направленности. Чаще всего в литературе рассматривается влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка ...

Категории