Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозамиСтраница 1
Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми. Преобладающим типом воспитания при неврозах будут гиперопека и ограничивающий контроль. Обоим родителям свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям детей требования, наряду с их непоследовательностью и противоречивостью. У детей, заболевающих неврозами, неудовлетворенными часто оказываются потребности в индивидуально-адекватной заботе и любви, самораскрытии, выявлении своего «я», эмоциональном и двигательном самовыражении.
Существует риск повышения нервности у единственных детей ввиду ее непроизвольной передачи со стороны взрослых в семье. Выделяется понятие «невроз материнства», когда материнская забота затемняет рассудок; в страхе мать не имеет покоя ни днем, ни ночью. Она не решается искупать ребенка, боится простудить или недокормить, считает своего совершенно здорового ребенка больным и без конца обращается к врачам. Конфликты родителей по поводу воспитания, психологический отказ матери от ребенка, неровное поведение родителей высоко коррелируют с нарушениями поведения детей. Если ребенок чувствует любовь и поддержку, его развитие происходит в атмосфере безопасности и уверенности в себе. Если родители, имеющие собственные невротические потребности, колеблясь между полным одобрением, идеализацией ребенка и неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями, создают в семье климат тревоги, то правильное развитие ребенка становится невозможным. Можно выделить 5 групп факторов, отражающих специфику воспитания детей, заболевающих неврозами.
Первая группа факторов
. Наличие большого количества неразрешимых проблем воспитания или неспособность родителей справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей. Со стороны направленности личности это прежде всего отражение гиперсоциальности: излишней принципиальности, требовательности и нетерпимости, завышенного уровня притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, недоучетом особенностей их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений.
Со стороны характера это - эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая, обязывая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно - несостоятельными. Но как раз поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.
Как уже отмечалось, эмоционально чувствительные, душевно тонкие, добрые и ласковые дети заболевают неврозом прежде всего постольку, поскольку есть психопатические черты в отношении к ним родителей в виде неприятия, агрессивности (раздражения, негативизма и физических наказаний) и чрезмерной, всепоглощающей принципиальности (жесткости, негибкости, условности и формализма). Сами родители догадываются, подсознательно ощущают неестественность своего отношения к детям, но тем не менее не могут конструктивно изменить себя без внешней помощи и руководства, выполняющего роль стабилизатора и корректора их собственной личностной противоречивости и конфликтности. Сам факт, что большинство родителей, испытывая чувство вины и беспокойства, способно на перестройку своих взаимоотношений, указывает на преобладание у них невротической, а не психопатической структуры личности. Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами.
Процесс и концепции обучения
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладе ...
Задача 6
Вставьте пропущенные слова в следующее утверждение: "Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании".
Закончите предложение, выбрав правильный вариант из предложенных.
"Внимание выполняет функцию…":
а) целенаправленного организованного отб ...
Направленность личности и специальные особенности
Интересы учащегося разнообразные, но есть и общее направление – это информационные технологии. Увлекается компьютерами, их устройством и программным обеспечением, рядом с кибернетикой его также интересуют вопросы экономики. Настольной книгой считает: «Богатый папа, бедный папа», где раскрываются секреты успеха миллионеров.
Логическим п ...