Психология » Особенности воспитания детей, заболевших неврозом » Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозами

Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозами
Страница 1

Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми. Преобладающим типом воспитания при неврозах будут гиперопека и ограничивающий контроль. Обоим родителям свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям детей требования, наряду с их непоследовательностью и противоречивостью. У детей, заболевающих неврозами, неудовлетворенными часто оказываются потребности в индивидуально-адекватной заботе и любви, самораскрытии, выявлении своего «я», эмоциональном и двигательном самовыражении.

Существует риск повышения нервности у единственных детей ввиду ее непроизвольной передачи со стороны взрослых в семье. Выделяется понятие «невроз материнства», когда материнская забота затемняет рассудок; в страхе мать не имеет покоя ни днем, ни ночью. Она не решается искупать ребенка, боится простудить или недокормить, считает своего совершенно здорового ребенка больным и без конца обращается к врачам. Конфликты родителей по поводу воспитания, психологический отказ матери от ребенка, неровное поведение родителей высоко коррелируют с нарушениями поведения детей. Если ребенок чувствует любовь и поддержку, его развитие происходит в атмосфере безопасности и уверенности в себе. Если родители, имеющие собственные невротические потребности, колеблясь между полным одобрением, идеализацией ребенка и неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями, создают в семье климат тревоги, то правильное развитие ребенка становится невозможным. Можно выделить 5 групп факторов, отражающих специфику воспитания детей, заболевающих неврозами.

Первая группа факторов

. Наличие большого количества неразрешимых проблем воспитания или неспособность родителей справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей. Со стороны направленности личности это прежде всего отражение гиперсоциальности: излишней принципиальности, требовательности и нетерпимости, завышенного уровня притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, недоучетом особенностей их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений.

Со стороны характера это - эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая, обязывая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно - несостоятельными. Но как раз поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

Как уже отмечалось, эмоционально чувствительные, душевно тонкие, добрые и ласковые дети заболевают неврозом прежде всего постольку, поскольку есть психопатические черты в отношении к ним родителей в виде неприятия, агрессивности (раздражения, негативизма и физических наказаний) и чрезмерной, всепоглощающей принципиальности (жесткости, негибкости, условности и формализма). Сами родители догадываются, подсознательно ощущают неестественность своего отношения к детям, но тем не менее не могут конструктивно изменить себя без внешней помощи и руководства, выполняющего роль стабилизатора и корректора их собственной личностной противоречивости и конфликтности. Сам факт, что большинство родителей, испытывая чувство вины и беспокойства, способно на перестройку своих взаимоотношений, указывает на преобладание у них невротической, а не психопатической структуры личности. Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами.

Страницы: 1 2 3 4


Психическое развитие в младенческом возрасте
Младенческий возраст – 0-1 год (по Эльконину). Ведущий вид деятельности – непосредственно эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприя ...

Упражнения, направленные на развитие воображения
Cуществуют специальные упражнения для детей дошкольного возраста, направленные на развитие воображения и фантазии. Все игры условно можно разделить на графические - в которых основным средством создания образа является зрительный, словесные, где используется слово, и двигательные, предполагающие создание образа через движение. Преимущес ...

Глазные сигналы доступа.
Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем. Мы систематически передвигаем глазами в ...

Категории