Организация и методы исследования
Страница 1

Исследование организовано методом сравнения. Всего в исследовании приняли участие 100 человек - педагоги городских (50) и сельских школ (50).

Одной из причин деления выборок по такому принципу, как уже отмечалось, явилась малоизученность данной стороны вопроса. Так, В.Е.Орел подчеркивает, что влияние на выгорание таких социо-демографических переменных как этническая и расовая принадлежность, место жительства, социально-экономический статус, уровень зарплаты изучались в гораздо меньшей степени, чем остальные переменные [38].

В теоретической части работы показано, что условия городской и сельской школы отличаются характером взаимоотношений учителей и учеников. Сельская местность предполагает более тесный и длительный контакт с учеником. Педагог хорошо знаком с родителями, с семьей ученика, более связан неформальными отношениями, выходящими за рамки школы, является более референтным лицом, чем в городских условиях, в связи с чем на него падает большая эмоциональная нагрузка, связанная с общением, чем это происходит в условиях городской школы.

В качестве основного инструментария данного исследования использовались метод беседы и диагностические методики "Диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В.Бойко, и "Эмоциональный интеллект" Н.Холла.

Основной целью беседы было выявить, как часто педагогам приходится общаться с коллегами, учениками и их родителями за рамками рабочего времени и границами школы. Для этого задавались следующие вопросы:

1. Часто ли Вы встречаетесь со своими учениками за пределами школы?

2. Приходят ли к Вам ученики домой, если они хотят уточнить домашнее задание?

3. Часто ли приходят к Вам ученики домой за помощью в выполнении домашнего задания?

4. Приходится ли Вам, увидев родителя своего ученика на улице, подолгу разговаривать о его успехах или неудачах в учебе?

5. Заходят ли к Вам родители Ваших учеников за советом? Как часто?

6. Часто ли Вам приходится обсуждать проблемы, касающиеся школы, со своими коллегами вне школы?

7. Часто ли Вы случайно встречаете на улице своих учеников, их родителей или коллег по работе?

Методика В.В.Бойко позволяет диагностировать ведущие симптомы "эмоционального выгорания" и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: "напряжения", "резистенции", "истощения" [6]. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры психологической коррекции.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три составляющих "эмоционального выгорания": напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса диагностируется на основе четырёх характерных для нее симптомов:

Фаза напряжения:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств;

2) Неудовлетворенность собой;

3) "Загнанность в клетку";

4) Тревога и депрессия.

Фаза резистенции:

1) Неадекватное эмоциональное реагирование;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация;

3) Расширение сферы экономии эмоций;

4) Редукция профессиональных обязанностей.

Фаза истощения:

1) Эмоциональный дефицит;

2) Эмоциональная отстраненность;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация);

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Страницы: 1 2 3


Выводы
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать определенные выводы. Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии. Обычно под агрессией понимают действие или только намерения действия, имеющие целью причинение вреда другому человеку. Это, конечно, узкая трактов ...

Реклама как одно из средств агрессивного поведения
Реальность СМИ, воспринимаемая зрителем, в особенности телевидение и кино в Соединенных Штатах, довольно жестока. Приблизительно в 60% американских телепрограмм и 90% телефильмов встречаются сцены драк и насилия (National Television Violence Study, 2007). В телевизионных программах США показывают 5 актов насилия в час в вечернее время и ...

Возражения.
Попытки повлиять на потенциального потребителя, оказать на него давление неизбежно вызовет защитную реакцию с его стороны, которая должна быть принята во внимание продавцом и учтена им при построении делового взаимодействия. Различают 3 вида возражений: 1) необоснованные возражения, служащие отговоркой; 2) искренние и необоснованные в ...

Категории