Организация и методы исследования
Страница 2

Для каждой из стадий стресса ("напряжение", "резистенция", "истощение") возможна оценка от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить о том, несколько сформировалась каждая фаза:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась, 37-60 баллов — фаза в стадии формирования, 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Уровни остальных показателей могут изменяться в пределах от 0 до 30 баллов. При этом оценка 9 баллов или меньше указывает на не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся симптом, 20 и более баллов — доминирующий симптом.

Методика оценки "эмоционального интеллекта" предложена Н.Холлом [19] для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит пять шкал:

1) эмоциональная осведомленность – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

2) управление своими эмоциями (скорее по Е.П.Ильину [19] это, эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность) – пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

3) самомотивация (по Е.П.Ильину это - произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14) – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

4) эмпатия – пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

5) распознование эмоций других людей (Е.П.Ильин интерепретирует это как умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей) – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше сумма положительных баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление [19].

Статистическая обработка включала в себя установление достоверности различий между выборками по t – критерию Стьюдента, корреляционный анализ, дивергентный анализ (анализу подвергались только те взаимосвязи, значения которых превышали r = 0,5 при р = 0,01 и 0,001).

Таким образом, в исследовании было задействован двадцать один показатель (см. табл. 1)

Таблица 1

Исследуемые показатели

Методики

Показатели

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

"Загнанность в клетку"

4

Тревога, депрессия

5

"Э. В."

Напряжение

6

по В.В.

Неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование

7

Бойко

Эмоционально-нравственная дезориентация

8

Расширение сферы экономии эмоций

9

 

Редукция профессиональных обязанностей

10

Резис

Страницы: 1 2 3


Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идент ...

Составление рассказа с использованием отдельных слов
Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. ...

Эпоха детства (3-11 лет).
Дошкольный возраст (3-7лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечив ...

Категории