Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального выгорания сельских и городских педагогов

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального выгорания сельских и городских педагогов
Страница 1

На рисунке 2 представлены плеяды, образованные показателями эмоционального выгорания. При этом показаны наиболее прочные связи (при р = 0,001), а на рисунках 5, 6 в приложении представлены связи при р = 0,01 и р = 0,5. Общее, что можно выявить при сравнении плеяд, образованных показателями эмоционального выгорания, это - взаимосвязь суммарного показателя этого синдрома (16) с суммарными показателями по фазам напряжения (5), резистенции (10), истощения (15), что вполне логично и не требует объяснения. Кроме того, и в сельской и в городской выборках, тесно взаимосвязаны между собой показатели эмоционального дефицита (11) и истощения (15). Эмоциональный дефицит является первым симптомом фазы истощения. Человек понимает, что он уже не в состоянии оказать эмоциональную поддержку субъекту деятельности. Можно сказать, что эмоциональный дефицит оказывает наибольший вклад в развитие симптома истощения вне зависимости от места жительства. Также, в обеих выборках обнаружена тесная взаимосвязь показателей 1 (переживание психотравмирующих обстоятельств) и 3 ("загнанность в клетку") с показателем 5 (напряжение). По-видимому, показатель психотравмирующих обстоятельств, который указывает на склонность к систематическому извлечению из памяти неприятных моментов, также как и показатель "загнанности в клетку" или же отчаяния, эмоционального "затора", оказывают наибольший вклад в развитие напряжения в обеих выборках.

На уровне менее прочных взаимосвязей общих для обеих выборок взаимозависимостей в сравниваемых плеядах обнаруживается намного меньше, причем в основном это связи, показывающие вклад отдельных показателей в общий суммарный показатель (16). Это взаимосвязь 1, 3, 5, 6, 11, 12, 13, 14 показателей (см. рис. 5, 6 в приложении) с показателем 16.

Таким образом, общим для структуры показателей эмоционального выгорания педагогов, вне зависимости от места их проживания, является тесная взаимосвязь суммарных показателей напряжения, резистенции и истощения, что говорит о сформированности структуры исследуемого синдрома, а также вклад показателя эмоционального дефицита в общий показатель истощения, и вклад показателей переживания психотравмирующих обстоятельств и "загнанности в клетку" - в показатель напряжения.

Наиболее существенные различия в структурах исследуемых показателей эмоционального выгорания, недоступные визуальному анализу, выявляются с помощью дивергентного анализа (см. табл. 4).

Рисунок 2 Корреляционные плеяды, образованные показателями эмоционального выгорания

Примечание: - при р = 0,001. Название показателей приведено в таблице 1, а их средние значения – в таблице 2

Таблица 4 Данные попарного сравнения корреляционных матриц

Показатели

Сельские педагоги

Городские педагоги

Т - критерий

3 - 4

0,58 **

0,23

-2,091 *

4 – 11

0,41 *

-0,01

-2,159 *

4 – 15

0,62 **

0,26

-2,213 *

4 – 18

-0,52 **

-0,05

2,557 *

4 – 19

-0,36

0,23

2,921 **

5 – 16

-0,20

0,20

1,985 *

5 – 19

-0,41 *

0,06

2,409 *

9 – 10

0,51 **

0,81 ***

2,737 **

9 – 15

0,26

0,60 **

2,027 *

9 – 21

-0,32

0,16

2,376 *

10 – 16

0,74 ***

0,88 ***

2,128 *

Страницы: 1 2


Влияние социальной среды.
В этом разделе мы рассмотрим, как социальная среда, а в частности, отношения в семье, в школе и затем, в период взрослой жизни, влияет на самооценку человека. ...

Вопросы для повторения
1. Дайте определение понятий "этика", "общение", "деловое общение", "этика делового общения". 2. Каковы особенности этики делового общения традиционного общества? 3. Назовите основные позиции по вопросу о соотношении этики и бизнеса, которые существуют сегодня. 4. Какова, по вашему мнению, роль ...

Общая характеристика психического развития в период новорожденности
К моменту рождения ребенка его нервная система в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга. С первых дней жизни у ребенка имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно чтобы обеспеч ...

Категории