Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта городских и сельских учителей

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта городских и сельских учителей
Страница 1

При рассмотрении взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания (см. рис. 4) общих тенденций в структурной организации показателей обеих выборок не обнаружено.

В городской выборке была выявлена только одна достоверная, на уровне р = 0,5, обратная взаимосвязь показателя 20 (эмпатия) с показателем 11 (эмоциональный дефицит), что может быть рассмотрено как тенденция. Можно предположить, что такая способность, как эмпатия, влияет на развитие симптома эмоционального дефицита в большей степени у городских учителей. То есть, чем выше способность к соучастию, сочувствию, сопереживанию у городского учителя, тем ниже у него эмоциональный дефицит, который обычно выражается в резких, грубых эмоциональных проявлениях, что не так показательно для выборки сельских учителей.

Если в корреляционной плеяде, образованной показателями эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта, городской выборки обнаружена только одна взаимосвязь между этими явлениями, то в плеяде сельской выборке их девять.

Так, для структуры показателей сельской выборки характерны обратные взаимосвязи показателя 18 эмоционального интеллекта (управление своими эмоциями) с 4-ым (тревога и депрессия), 5-ым (напряжение) и 14-ым (психосоматические и психовегетативные нарушения) показателями эмоционального выгорания (при р = 0,01).

Также, у этого показателя эмоционального интеллекта (18 – управление своими эмоциями) обнаружены связи с показателями эмоционального выгорания: 1 (переживание психотравмирующих обстоятельств), 8 (расширение сферы экономии эмоций), 13 (личностная отстраненность), 15 (истощение). Данные связи могут рассматриваться на уровне тенденции (р=0,5).

Обнаруженные взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что повышение величины показателей способности к управлению своими эмоциями способствует снижению склонности к систематическому извлечению из памяти неприятных моментов, а также уровня истощения. При недостаточном уровне развития данной способности у сельских учителей начинает затрагиваться круг неформального общения, проявляются все признаки передозировки общения, также может возникнуть утрата интереса к партнеру, работе вообще. Повышение уровня, наоборот, способствует смягчению проявлений синдрома эмоционального выгорания.

На уровне тенденции также были обнаружены подобные обратные взаимосвязи показателя 19 эмоционального интеллекта (самомотивация) с такими показателями эмоционального выгорания как: 3 ("загнанность в клетку") и 5 (напряжение). Можно сказать, что уровень развития данной способности (здесь имеется в виду наличие эмоций, "самомотивирующих" когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций) оказывает подавляющее влияние на появление такого состояния как эмоциональный "затор" или отчаяние, а также на уровень напряжения.

С помощью дивергентного анализа были выявлены наиболее существенные различия в структурах. Это – различия в паре показателей тревоги и депрессии (4) и управления своими эмоциями (18). Данная взаимосвязь наиболее прочна в структуре выборке педагогов сельской местности. Именно у них способность управления своими эмоциями способствует снижению тревоги и депрессии в большей степени, чем у городских учителей.

Таким образом, у педагогов сельской местности такая способность как управление своими эмоциями оказывает положительное влияние на отношение к работе и к самому себе, снижает уровень напряжения; снимает так называемые "болезни стресса", а также является средством устойчивости к развитию эмоционального выгорания в большей степени, чем у городских педагогов.

Страницы: 1 2


Обучение запоминанию с использованием мнемических средств
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить ...

Локализация высших психических функций в коре головного мозга
1. Мозг как субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. 2. Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. 3. Локализация ...

Особенности полового самосознания подростка. Эмоциональный мир подростка
В подростковом возрасте изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать ...

Категории