Заключение и выводы
Страница 1

Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями. Однако, в изученной литературе не обнаружено исследований, касающихся особенностей развития синдрома эмоционального выгорания, а также его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом у педагогов сельской местности. Это противоречие позволило акцентировать внимание на специфике этой взаимосвязи у сельских учителей, как проблеме данного исследования.

Нужно отметить, что исследований, касающихся психологических проблем сельских педагогов, крайне мало, несмотря на то, что сельские школы по своему количеству превосходят городские, а в имеющихся работах подчеркиваются существенные различия условий профессиональной деятельности сельских и городских педагогов.

Сельский учитель является референтным лицом, как для ученика, так и для его родителей, с которыми ему приходится чаще общаться чем городскому учителю. В целом, анализ содержания деятельности сельского педагога показывает, что он испытывает высокую нервно-психическую нагрузку. Все это подтолкнуло к изучению особенностей эмоциональной сферы личности сельских педагогов, в частности к рассмотрению эмоционального выгорания и его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.

В связи с этим, осуществлен теоретический анализ литературы, касающейся психологических проблем сельской школы, а также проблемы эмоционального выгорания учителей, обоснован выбор диагностических методик, выяснен характер взаимоотношений показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у городских и сельских педагогов.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ литературы позволил выявить проблему, заключающуюся в недостаточности знаний о специфике развития синдрома эмоционального выгорания педагогов сельской местности.

2. Обнаружены различия в количественных значениях исследуемых показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта между выборками сельских и городских учителей, говорящие о том, что

· именно сельским учителям в большей степени, чем городским, свойственно общее ухудшение состояния, которое начинает затрагивать круг неформального общения. Также, для педагогов сельской местности характерно развитие симптома резистенции, то есть признаков сопротивления нарастающему стрессу, выражающихся в стремлении к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств;

· средние показатели эмоционального интеллекта в городской выборке выше, чем в сельской, что может говорить о более высокой степени сформированности эмоционального интеллекта у городских педагогов.

3. Общим для проявления синдрома выгорания учителей села и города является вклад признаков эмоционального дефицита, напряжения, резистенции и истощения в общий суммарный показатель, что можно считать закономерным. Уровень эмоционально нравственной дезориентации ниже у городских педагогов, что может свидетельствовать о том, что они более нравственно сдержаны, нет неадекватной реакции на партнера, как это происходит у сельских учителей.

Страницы: 1 2


Процесс общения (коммуникации)
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты (общающиеся). Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "с ...

Способы психологической защиты
Способы психологической защиты В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамка ...

Эрос и Танатос
Задолго до Фрейда многие философы задумыватась над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал "первичными влечениями". В первых публикациях в качестве "первичных" он рассматривал лишь сексуальные в ...

Категории