Заключение и выводы
Страница 1

Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями. Однако, в изученной литературе не обнаружено исследований, касающихся особенностей развития синдрома эмоционального выгорания, а также его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом у педагогов сельской местности. Это противоречие позволило акцентировать внимание на специфике этой взаимосвязи у сельских учителей, как проблеме данного исследования.

Нужно отметить, что исследований, касающихся психологических проблем сельских педагогов, крайне мало, несмотря на то, что сельские школы по своему количеству превосходят городские, а в имеющихся работах подчеркиваются существенные различия условий профессиональной деятельности сельских и городских педагогов.

Сельский учитель является референтным лицом, как для ученика, так и для его родителей, с которыми ему приходится чаще общаться чем городскому учителю. В целом, анализ содержания деятельности сельского педагога показывает, что он испытывает высокую нервно-психическую нагрузку. Все это подтолкнуло к изучению особенностей эмоциональной сферы личности сельских педагогов, в частности к рассмотрению эмоционального выгорания и его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.

В связи с этим, осуществлен теоретический анализ литературы, касающейся психологических проблем сельской школы, а также проблемы эмоционального выгорания учителей, обоснован выбор диагностических методик, выяснен характер взаимоотношений показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у городских и сельских педагогов.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ литературы позволил выявить проблему, заключающуюся в недостаточности знаний о специфике развития синдрома эмоционального выгорания педагогов сельской местности.

2. Обнаружены различия в количественных значениях исследуемых показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта между выборками сельских и городских учителей, говорящие о том, что

· именно сельским учителям в большей степени, чем городским, свойственно общее ухудшение состояния, которое начинает затрагивать круг неформального общения. Также, для педагогов сельской местности характерно развитие симптома резистенции, то есть признаков сопротивления нарастающему стрессу, выражающихся в стремлении к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств;

· средние показатели эмоционального интеллекта в городской выборке выше, чем в сельской, что может говорить о более высокой степени сформированности эмоционального интеллекта у городских педагогов.

3. Общим для проявления синдрома выгорания учителей села и города является вклад признаков эмоционального дефицита, напряжения, резистенции и истощения в общий суммарный показатель, что можно считать закономерным. Уровень эмоционально нравственной дезориентации ниже у городских педагогов, что может свидетельствовать о том, что они более нравственно сдержаны, нет неадекватной реакции на партнера, как это происходит у сельских учителей.

Страницы: 1 2


Общая характеристика периода средней взрослости. Проблема кризиса середины жизни
В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происхо ...

Ролевое поведение в деловом общении
Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение "Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня ...

Автономия от мнений окружающих.
Одной из важнейших функций религии является изменение отношения человека к миру и к самому себе. Мы не можем полностью изменить окружающую действительность, но мы можем изменить свое отношение к ней. Как мы уже отмечали, детский и юношеский период развития человека характеризуется большой зависимостью от мнения окружающих. Дети, в силу ...

Категории