Введение
Страница 1

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы.

Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д.Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Г. Ковалев, И.В. Страхов, В.А. Крутецкий, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Колбановский, Н.Ф. Добрынин, В.С. Филатов, А.Я. Арет и др.

Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.

И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.

Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, в том числе младших школьников, была выполнена без учёта гендерного аспекта этой проблемы. При этом в современной психологии подчеркивается важность гендерного подхода в изучении любых психических явлений. Изучением гендерных различий занимались такие психологи, как Г.Цукерман, Э. Маккоби, К. Жаклин, С. Кросс, Л. Мэдсон и многие другие. В рамках гендерного подхода получены важные факты, касающиеся телесных, интеллектуальных, личностных различий между мужчинами и женщинами. Применительно к младшему школьному возрасту показаны различия между мальчиками и девочками физического развития, математических способностей, эмоциональной сферы, мотивации, самооценки.

Однако проблема гендерных различий волевой регуляции, волевых качеств остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о гендерных различиях воли в младшем школьном возрасте. Таким образом, актуальность нашего исследования

определяется необходимостью данных о гендерных особенностей воли детей младшего школьного возраста, имеющих значение для дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Это определило выбор темы нашего исследования, постановку целей и задач.

Объектом

нашего исследования

стало развитие волевых качеств в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования

– гендерные аспекты волевых качеств младших школьников.

Цель исследования -

изучение гендерных особенностей воли младших школьников.

Задачи:

1. Выявить уровень развития таких волевых качеств, как сила воли и терпеливость, у учащихся третьих классов.

2. Проанализировать гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.

3. Осуществить качественный анализ гендерных различий ответов на вопросы методик исследования волевых свойств младших школьников.

Комплекс методов исследования

представлен следующими группами:

1. анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования;

2. констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития волевых качеств младших школьников;

3.методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Констатирующий эксперимент проводился на базе третьих классов школы №160 г. Казани с 15 декабря по 15 марта. Испытуемыми были два третьих класса в возрасте 8-9 лет, всего в эксперименте участвовало 48 человек.

Научная значимость

данного исследования состоит в том вкладе, который вносят полученные экспериментальные результаты в обогащение психолого-педагогических знаний о гендерных особенностях детей младшего школьного возраста.

Страницы: 1 2


Когнитивный подход
Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода ...

Психическое развитие и обучение (Выготский)
Обучение - это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. 1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение - это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связ ...

Л.С. Выготский о стадиальности развития
Возрастное развитие, в особенности детское, – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами ...

Категории