Психология » Темперамент » Типы темперамента

Типы темперамента
Страница 1

Прежде чем перейти к рассмотрению различных типов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться: нет лучших и худших типов. Каждый имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. В истории человечества издавна предпринимались попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада разных людей и свести все многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Типологии были практически полезными, потому что с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Следует, однако, помнить, что темперамент любого человека нельзя целиком «уложить» в рамки какого-то одного типа. Само понятие «тип» предполагает, что объединяются лишь общие черты группы людей. В темпераменте каждого человека есть индивидуальные особенности, которые невозможно отнести к тому или иному определенному типу. Эти особенности присущи именно данному человеку. У большинства людей наблюдается смешение признаков, свойственных темпераменту разных типов: у холерика могут быть черты меланхолика и флегматика, у сангвиника – черты холерика и флегматика и т.п.

Темперамент очень сказывается на общем облике человека, но отнюдь не определяет его социальной значимости. Так, И. Крылов и М. Кутузов были флегматиками, Петр I, А. Пушкин и И. Павлов – холериками, А. Герцен, М. Лермонтов и Наполеон – сангвиниками, Н. Гоголь и П. Чайковский – меланхоликами. Два великих русских полководца – А. Суворов и М. Кутузов – с точки зрения их темпераментов составляют резкую противоположность друг другу. Если у Кутузова наблюдались черты флегматического темперамента, то Суворов был типичным холериком. Один из его биографов писал: «Его взгляды, слова, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждою делать разом сотню дел». Даже в старости «он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него».

Любопытную психологическую характеристику темпераментов дал немецкий философ Кант (XVIII в). По его мнению, у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и малой их продолжительностью. Сангвиник увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но быстро от них отказывается.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия; его гордость, мстительность, честолюбие, сила чувств не знают пределов, когда душа находится под влиянием страсти. Он мало размышляет и быстро действует, потому что такова его воля.

Флегматику не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранять свое хладнокровие, – чувства не овладевают им быстро. Для такого человека легче, чем для других, удерживаться от быстрого решения, с тем, чтобы предварительно обдумать его. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.

У меланхолика господствующая наклонность – это наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Темперамент можно также определить по способу взаимодействия человека с окружающими людьми. Холерик выделяется из своего окружения и «подминает» людей под себя. Сангвиник легко приспосабливается к любой среде и к любым переменам. Он оптимист, легко вступает в контакты с людьми. Меланхолики и флегматики успешно приспосабливаются лишь к узкой среде и не нуждаются в широком общении.

Познакомимся теперь со взглядами современных ученых по поводу основных типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает богатой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него слабая чувствительность, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредотачиваться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем.

Страницы: 1 2


Поэтическая терапия
Использование поэзии в психотерапевтических целях. Один из путей ее применения - библиотерапевтический; эффекты при этом усиливаются за счет поэтической лаконичности, содержательной емкости, ритмики и музыки поэзии. Другие пути так или иначе смыкаются с экспрессивными и креативными формами психотерапии, отводящими пациенту активную роль ...

Изолированность как показатель низкого межличностного статуса в группе подростков, склонных к девиантному поведению
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации. Подростки наиболее чувствите ...

Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода
Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением му ...

Категории