Определение модели для разрешения конфликтовСтраница 2
Переговоры
Переговоры являются такой моделью организации взаимодействия в конфликтах и разногласиях, которая предполагает "прямое" согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих разногласий. Переговоры являются наиболее универсальной моделью разрешения конфликта.
Основные принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим образом:
· стороны должны проявить волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма разрешения конфликта направлены на согласование интересов;
· каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес является центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров;
· стороны должны иметь подготовку и навыки ведения переговоров. Переговоры являются процессом, который имеет собственные закономерности. Поэтому без знания этих закономерностей стороны просто не могут вести переговоры. При недостатке таких знаний переговоры может организовывать специальный человек — посредник, который восполняет данный дефицит участников;
· стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. Если переговоры не заканчиваются соглашением, а если соглашения достигнуты, но их не предполагается выполнять, то вести речь о перспективе переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют "серьезность намерений" сторон. [1, с.173]
Переговоры могут проходить как с участием посредника, так и без него.
Для рассмотрения и выбора модели разрешения конфликта в группе необходимо рассмотреть каждую из типовых моделей разрешения конфликта, затем для каждой модели подобрать случай из практики. При этом важно, чтобы описание непременно содержало как минимум следующие пункты:
1) описание развития ситуации (с чего все начиналось, как события разворачивались далее, на чем все закончилось или остановилось);
2) описание предмета взаимных притязаний участников;
3) описание участников (кто был участником ситуации).
Можно использовать выразительные литературные средства при описании случая, стараясь употреблять такие приемы не в ущерб фактам. При таком варианте можно достигнуть большей вовлеченности, но потерять время на прояснении ситуации, на приведение ее "в читабельный вид".
При проведении этого занятия учебную группу можно разбить на подгруппы по 3-5 человек с заданием приготовить сообщение от подгруппы по всему списку вопросов. Во время проведения работы тренер уточняет вопросы подгруппам, обращает внимание на то, чтобы ответы были ясными.
Для анализа представленных случаев можно использовать такую последовательность с соответствующими вопросами.
1. Опознание.
1.1. На что это похоже?
1.2. Как это можно назвать в целом?
1.3. Какую метафору вы бы использовали для этого случая?
2. Анализ противоречия (проблемы).
2.1. В чем состоит противоречие? (Например, с одной стороны . а с другой .)
2.2. На каком материале разворачивается взаимодействие; что является явным, видимым предметом спора, столкновения?
2.3. На что в действительности притязают все участники, в чем предмет взаимодействия; за что принципиально идет борьба?
3. Анализ сценария взаимодействия.
3.1. Какова последовательность действий сторон?
3.2. С какого действия конфликт начался?
3.3. На что похож сценарий взаимодействия в целом?
3.4. Каковы основные поворотные точки сценария? Охарактеризуйте их.
4. Анализ существенных характеристик взаимодействия и его участников.
4.1. Каковы существенные для разрешения характеристики взаимодействия?
4.2. Чем это конкретное взаимодействие характерно? Сравните с другим взаимодействием.
4.3. Какие характерные черты участников взаимодействия вы бы выделили?
Классификация психотерапии
По отношению субъекта психотерапии к воздействию:
аутопсихотерапия;
гетеропсихотерапия.
По типу психокоррекционного воздействия:
директивная;
недирективная.
По количеству пациентов:
индивидуальная;
групповая.
По технике применения:
суггестивная;
рациональная;
реконструктивно-личностная;
аналитическая;
бихевиоральная;
когн ...
Виды внимания
В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом - ...
Исследование особенностей представлений образа
семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой
брака
В результате корреляционного анализа было определено влияние формы брака на представления мужчин и женщин об образе семьи и ценностно-мотивационной сферы.
Перейдем к анализу и интерпретации результатов, полученных с помощью методики "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова. Так, относительно первой группы респондентов, был ...
