Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов.
Страница 4

Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия.

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.

Неудивительно, что верят в Кощея и Бабу Ягу и боятся их дети эмоционально чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом, - своеобразный тест на развитие этих психических качеств, свидетельство остроты и глубины чувств ребенка [22].

С. Янсон, С. Виноградов отмечают, что чем лучше развито у ребенка воображение, чем богаче его внутренний мир, тем более «одушевленные» и непростые страхи населяют его жизненное пространство [43].

Большинство страхов мимолетны: испаряются так же быстро, как и возникают, не оказывая на жизнь ребенка сколько-нибудь серьезного влияния. С другими ребенок может справиться сам той же силой воображения, что и породила страх. Но самые сильные страхи становятся настоящей проблемой: возникают в самый неподходящий момент, вызывают у малыша постоянное чувство опасности, незащищенности, тревожности.

Второй этап в развитии воображения — возраст 4—5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать [9].

Обычно страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже поумнел настолько, что может понять вымышленный характер этих персонажей.

В этом возрасте у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы.

Наблюдения показывают, что появление страха перед темнотой у ребенка совпадает по времени с разви­тием сферы воображения.

Известно, что в темноте воображение усиливается у взрослых людей. У ребенка же, для которого вы­мысел соседствует, с реальностью без противоречия, в большей степени проявляются особенности содержания воображения. Темнота бывает для него населена домо­выми, колдуньями, чародеями и т. д. Дети и в реальном своем мире все наделяют волшебными свойствами: предметы у них «способны» говорить, думать, действо­вать . Взрослые не всегда учитывают эту особенность детского воображения и ведут себя подчас во вред ре­бенку. Если малышу 4—5 лет показать такой «не­страшный» для школьного возраста фильм, как «Рус­лан и Людмила», то ребенок ответит длительной реак­цией страха: может вскакивать и кричать по ночам, бояться сумерек, пустой комнаты. Сновидения детей часто отражают их страхи. Дети просыпаются в темноте от «страшного сна», долго не могут заснуть под впечатлением образов, а затем уже просто боятся «неизвестно чего».

Страницы: 1 2 3 4 5


Физиологические основы внимания
Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. И.П.Павлов указывал, что раздражители, сиг ...

Примитивные защиты
1. Примитивная изоляция. Определение: Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции остановка в процессе мышления, использование формул и ритуалов, и шире, вся совокупность приемов, позволяющ ...

Мотивационно-потребностный компонент личности
2009 год по указу президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, будет проведен под эгидой Года молодежи, целью которого является развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и ...

Категории