Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов.
Страница 3

Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них – это появление детских страхов. Все родители замечают, что у детей уже с четырех-пяти лет появляются самые различные страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно – скелетов, чертей и пр. Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения.

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам. В этом возрасте, по мнению О. М. Дьяченко, как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста [17]. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям. С другой — выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира.

В этом случае на разном материале дети представляли моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, или волк, или Баба-Яга подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). У детей менее представлена способность дифферен­цировать реальность и фантазию.

О.М. Дьяченко отмечает, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний [16]. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.п.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

Второй тип защиты личности с помощью воображения — это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию. Перефразируя известное выражение относительно детского аутизма о том, что нет такого ребенка, который предпочел бы воображаемое яблоко реальному, можно, наверное, сказать, что нет такого ребенка, который не предпочел бы воображаемое яблоко никакому. В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п [43].

По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка.

Исследования А. И. Захарова показали, что наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года. Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся. Данный возраст - наиболее важный период жизни, когда бурно развивается воображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, и сказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью [20].

Страницы: 1 2 3 4 5


Личностные особенности специалистов по продажам
Трудно представить современное общество без торговли. Ежедневно на нас обрушивается поток информации о продаже различных товаров и услуг. Несмотря на то, что современное общество является высокотехнологичным и куплю/продажу можно уже осуществлять, не выходя из дома (благодаря сети Интернет), выход на новые рынки, привлечение новых клиен ...

Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов
Актуальность данной темы заключается в том, что далеко не все понимают, что между темпераментом и способностями существует взаимосвязь. В современных школах существует одинаковый подход ко всем типам детей, что не приемлемо при разных темпераментах детей, так как одни склонны к более быстрому восприятию чего-то нового, а другие наоборот ...

Заключение.
Исходя из анализа вышеуказанных исследований и обзора литературных источников, можно прийти к следующему заключению по проделанной нами работе. Специфика социальной перцепции при взаимодействии покупателя и продавца складывается из нескольких факторов. В качестве этих факторов выступают потребности, реализуемые в общении, которые могут ...

Категории