Задача 3
Страница 1

Какова динамика мышления при решении задачи - эвристическая или алгоритмическая?

Какие операции и приемы мышления характеризуют ход решения этой задачи?

В одном исследовании взрослым людям предъявляли фразы на языке суахили и их перевод на русский язык:

Акупенда - он любит тебя. Авапига - он бьет их.

Никупига - я бью тебя. Авупенда - он любит вас.

Требовалось перевести на язык суахили фразу "Я люблю их".

Вот как решал задачу испытуемый О.И.

"Понятно: нужно соотнести русские фразы с суахили. Выделить я. Видимо, первое место в третьем слове. Только какая часть? Сейчас… так, одинаковые части во втором и третьем. Видимо, пига - бить, но тогда есть еще тут - тебя… Тебя будет ку …так…так… пенда? Видимо, любит, в первом и в четвертом… тебя - ку из первого и четвертого…Значит, я - ни. Дальше… Люблю - пенда. А их ? Встречается только во втором слове…а - это он… пига - бьет …вап, то есть ва - их. Нипенда -, ах, здесь же …нивапенда". (По Ю.Н.Кулюткину).

Динамика мышления – алгоритмическая. Ход решения этой задачи характеризуют сравнение, анализ и синтез.

Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.

Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).

Вид мышления – наглядно-образное. Мы воспринимаем окружающую действительность и представляем необходимые образы в памяти.

Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью нашего познания, а именно - посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того, чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания. (К.Ясперс).

Вид мышления – теоретическое понятийное. Человек пользуется понятиями, суждениями и умозаключениями.

- Где Италия? - спрашивал ее Лихонин. - Вот он. Сапог, - говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров. - Швеция и Норвегия?- Это собака, которая прыгает с крыши. - Балтийское море? - Вдова стоит на коленях. - Черное море? - Башмак. - Испания? - Толстяк в фуражке. (А.И.Куприн).

Вид мышления – наглядно-образное.

- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займемся арифметикой…У вас в кармане два яблока… Буратино хитро подмигнул:- Врете, ни одного…- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока, Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? - Два.- Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, - так здорово подумал. -Два .- Почему? - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! - У вас нет никаких способностей к математике,- с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом. (А.Толстой).

Страницы: 1 2


Развитие эго-идентичности в подростковом возрасте. развитие я-образа, рефлексия и эмпатия
Образ Я вкл в себя я-реальное, я –идеальное, я-физическое, я –духовное, я как носитель опред.пола. Осн тенденции: 1. большой разрыв между я-реальным и я-идеальным. снижение самооценки, кот они маскируют 2. интенсивное развитие когнитивной составляющей образа Я - сравнение себя с другими, оценка сверстников выше оценки родитлей, подро ...

Гештальт-терапия
Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз применил теорию гештальта, ранее использованную в изучении восприятия и мотивации, к личности как единству душевных и телесных переживаний и к ее функционированию. Синтезировав основные представления психоанализа, гештальт-психологии, психодрамы Я. Морено, философии экзистенциализма, телесной психоло ...

Причины возникновения зависимости и способы избавления от нее
Причин для возникновения мобильной аддикции может быть несметное множество, как уже было ранее сказано, это вполне может быть самая обыкновенная неуверенность в себе, которая выливается в желание выделится или преподнести себя, возможно, кого-то смущает каждая минута, проведенная в одиночестве, и он старается ни на минуту не выпускать м ...

Категории