Задача 3Страница 1
Какова динамика мышления при решении задачи - эвристическая или алгоритмическая?
Какие операции и приемы мышления характеризуют ход решения этой задачи?
В одном исследовании взрослым людям предъявляли фразы на языке суахили и их перевод на русский язык:
Акупенда - он любит тебя. Авапига - он бьет их.
Никупига - я бью тебя. Авупенда - он любит вас.
Требовалось перевести на язык суахили фразу "Я люблю их".
Вот как решал задачу испытуемый О.И.
"Понятно: нужно соотнести русские фразы с суахили. Выделить я. Видимо, первое место в третьем слове. Только какая часть? Сейчас… так, одинаковые части во втором и третьем. Видимо, пига - бить, но тогда есть еще тут - тебя… Тебя будет ку …так…так… пенда? Видимо, любит, в первом и в четвертом… тебя - ку из первого и четвертого…Значит, я - ни. Дальше… Люблю - пенда. А их ? Встречается только во втором слове…а - это он… пига - бьет …вап, то есть ва - их. Нипенда -, ах, здесь же …нивапенда". (По Ю.Н.Кулюткину).
Динамика мышления – алгоритмическая. Ход решения этой задачи характеризуют сравнение, анализ и синтез.
Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.
Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).
Вид мышления – наглядно-образное. Мы воспринимаем окружающую действительность и представляем необходимые образы в памяти.
Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью нашего познания, а именно - посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того, чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания. (К.Ясперс).
Вид мышления – теоретическое понятийное. Человек пользуется понятиями, суждениями и умозаключениями.
- Где Италия? - спрашивал ее Лихонин. - Вот он. Сапог, - говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров. - Швеция и Норвегия?- Это собака, которая прыгает с крыши. - Балтийское море? - Вдова стоит на коленях. - Черное море? - Башмак. - Испания? - Толстяк в фуражке. (А.И.Куприн).
Вид мышления – наглядно-образное.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займемся арифметикой…У вас в кармане два яблока… Буратино хитро подмигнул:- Врете, ни одного…- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока, Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? - Два.- Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, - так здорово подумал. -Два .- Почему? - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! - У вас нет никаких способностей к математике,- с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом. (А.Толстой).
Мысли и изречения Эмиля Куэ
Человек подобен бассейну с двумя кранами, наверху и внизу. Через верхний кран бассейн наполняется. Нижний кран диаметром больше верхнего: когда он закрыт, бассейн полон; когда он открыт — бассейн опорожняется.
Что произойдет, если одновременно открыть оба крана? Естественно, что бассейн всегда будет пуст. А что будет, если нижний кран ...
Этика делового общения
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
Этику делового общения следует учитывать в различных е ...
Работа с рисунком
Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики – на основе рисунка пережитого пациентом образа.
Привлечение рисунка используется в работе практически со все ...