Управление конфликтами: прогнозирование, предупреждение, регулирование и
разрешение.Страница 1
Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам:
1. не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать)
2. даже те конфликты, которые необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).
Предупреждение конфликта входит в понятие управление конфликтом.
Таблица № 1
№ |
Этап конфликта |
Содержание управления |
1 |
предконфликт |
Прогнозирование Предупреждение /стимулирование |
2 |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон |
Предупреждение /стимулирование |
3 |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
Регулирование |
4 |
Эскалация конфликта |
Регулирование |
5 |
Разрешение или затухание конфликта |
Разрешение |
В учебной литературе по конфликтологии выделяют следующие этапы управления конфликтом:
1. симптоматика
2. диагностика
3. прогнозирование
4. разрешение
Признание конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Эта проблема становится многоплановой. Понятие «управление конфликтом» выражает ее сущность.
Управление
конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач1.
Управление конфликтами включает в себя:
1. прогнозирование конфликта;
2. предупреждение одних и вместе с тем стимулирование
других;
3. прекращение и подавление конфликта;
4. регулирование и разрешение.
Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.
Объективность понимания -
это адекватное, т. е. соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение, вербальную интерпретацию. Понятно, что такое описание включает определенный подход, приемлемый для той или другой стороны конфликта или - для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Ведь каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как она заинтересована объяснить конфликт.
Описание процедуры исследования
Общая схема проведения исследования А следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:
Я буду тебе показывать маленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте.
Ребенку по одной показывают карточки. Время экспозиции ...
Конфликты: виды, структура, стадии протекания
Что же такое конфликт? В психологии конфликт
определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями'.
Как следу ...
Обработка информации в ЦНС. Рецептивные поля
Миелиновые аксоны ганглиозных клеток сетчатки направляются в головной мозг в составе двух зрительных нервов (рис.23.7). Правый и левый зрительные нервы сливаются у основания черепа, образуя зрительный перекрест (хиазму). Здесь нервные волокна, идущие от медиальной половины сетчатки каждого глаза переходят на контрлатеральную сторону, а ...