Психология » Теория общения » Виды общения[9]

Виды общения[9]

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

[1] Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

[2] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

[3] Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.

[4] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

[5] Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.

[6] Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ,1987.

[7] Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979.

[8] Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.

[9] Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М., Просвещение, 1994.


Ответьте на вопросы и подсчитайте результат
Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях, используя такой код: совершенно согласен — СС; согласен С; не согласен — ИС, совершенно не согласен — СНС. Повышение уровня этики делового общения.Существуют различные средства и способы повышения уровня моральности делового общения. В качестве примеров повышения показат ...

Деловое взаимодействие в системе покупатель-продавец. Структура взаимодействия.
По определению, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Г.М.Андреева предлагает выделять в феномене межличнос ...

Опросник УСК
(уровень субъективного контроля) 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. 2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу. 3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь. 4. Люди оказываю ...

Категории