Психология » Возрастная психология » Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации ребенка к школе

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации ребенка к школе

Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этихютношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется.

Система «ребенок - учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий в системах «ребенок - сверстники» и «ребенок - родители».

Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Таким образом, ребенок, посещающий начальную школу, психологически

переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня.

Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее.

Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него какстрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании как в прежних формах отношений, так и в учебной деятельности.

Характер адаптации к условиям жизни и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие чувства личности. Изменяется статус ребенка как в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный человек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей.

Уч.задача формируется: получение прав.рез-та при реш.конкретной задачи, правильное применение усвоенного способа действия, способность самому ставить уч.задачи.

Развитие уч.действий: свертывание операции, интериоризация – вн.переходит во внутр., расширение диапазона уч.действий.

Действия контроля: итоговый, пооперационный, контроль качества действий, перспективный.

ПШД – психогенная школьная дезадаптация – психогенное заболевание и форм.личности ребенка, нарушающее его суб.и об.статус в школе и затрудняющий уч.процесс.

Факторы ПШД:

1. недостатки в псих.готовности к школе, педзапущенность.

2. длит и массивная псих.депривация.

3. соматическая ослабленность.

4. нарушение форм-я отд.псих.функций и познават.процессов.

5. наруш.форм-я школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькуция).

6. двигательные нарушения

7. эмоц.расстройства

8. дидактогиния – состояние, когда процесс обучения становится для реб.пвихотравмирующим фактором.

9. конвергенция (взаимод) дидактич и конституционной уязвимости ребенка

10. переживания ребенка по поводу всех этих факторов

Симптомы ПШД – отставание в развитии уч.деят-ти, отриц.отношение к школе и учению, нарушение поведения.

Формы ПШД – несформир.элемент.навыков уч.деят-ти, несформированность мотивации, неспособность к произв.регуляции поведения, неумение приспособиться к темпу шк.жизни.


Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориен ...

Как научиться применению сознательного самовнушения?
Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах: В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи, — иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, ни в коем случае не одновременно. Каждая мысль, овладевающая целиком нашим сознанием, становится для ...

Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Подробное исследование становления собственно религиозного сознания З.Фрейд осуществляет на закате своей жизни в последней большой работе под названием “Моисей и монотеизм”. В этой работе З.Фрейд блестяще применяет метод психоанализа к сложнейшей исторической проблеме - кто и кем был Моисей? - духовный вождь еврейского народа. З.Фрейд н ...

Категории