Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозамиСтраница 3
Третья группа факторов.
Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятного действия резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов.
Неприятие в отношениях с детьми рассматривается как в плане недостаточного учета их индивидуальных особенностей, в том числе темперамента, пола и характера, так и нежеланности ребенка, несоответствия его пола ожидаемому.
Степень несоответствия следует рассматривать в приведенной последовательности, т. е. оно наиболее выражено в отношении психофизиологических возможностей детей и наименее - в отношении формирования личности. В наибольшей мере несоответствие воспитания проявляется в дошкольный период жизни детей и встречается в 5 раз чаще, чем адекватное воспитание. В младшем школьном возрасте подобное соотношение составляет 2:1. В подростковом возрасте можно говорить только о некотором несоответствии воспитания. Подобный родительский путь проб и ошибок оборачивается дорогой ценой для детей, как правило, заболевающих неврозами в дошкольный и младший школьный период их жизни.
Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений, не учитывающий обстоятельств характер. Во многом это - проявление гиперсоциальных, доминантных и паранойяльных черт личности родителей. Когда ребенок, подрастая, начинает критически воспринимать безоговорочное для него ранее мнение родителей, то большинство родителей, понимая и уважая его право на свое мнение, перестраивают свои взаимоотношения, делая их более гибкими и направленными на развитие собственных возможностей ребенка. Родители детей с неврозами не могут перестроить свою тактику, продолжая усиливать давление на детей, пытаясь во что бы то ни стало подчинить своей воле, готовым решениям. Возникающий конфликт с детьми и нарастание репрессий к ним приводят к тому, что вся созидательная сила обеих сторон уходит на борьбу - противостояние. Таким образом, вместо изменения принципа руководства ребенком, уже не говоря о том, что оно неправильно с самого начала, родители «застывают» в нем, требуя невозможного или ожидая безоговорочного подчинения.
Четвертая группа факторов
воспитания в основном детерминирована неблагоприятными личностными изменениями у родителей. Гиперсоциальность - повышенная принципиальность в отношениях с детьми, гипертрофированное, односторонне понятое чувство долга, обязанности, отсутствие компромиссов, что, в целом, более характерно для матерей. У обоих родителей гиперсоциальность коррелирует с твердостью характера. Гиперсоциальность оборачивается негибкостью в отношениях с детьми, недоучетом эмоционального и ситуативного фактора в их развитии, когда матери скорее поступают, что называется «не от сердца, а от ума». Выверяя каждый свой шаг, они в то же время опасаются сделать что-либо не так, как нужно, как следует, что-либо упустить, потерять, нарушить.
Тревожность в отношениях с детьми - следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера родителей, их невротического состояния. Эти родители не столько радуются, спокойны и уверены в себе, сколько печалятся, беспокоятся и сомневаются в правильности своих действий. Можно сказать и так, что тревожность (как и эффективность) смягчает, «размывает» отчасти гиперсоциальность родителей, особенно матерей, которым тревожность и гиперсоциальность присущи больше всего.
Общее понятие об ощущениях
Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.
Ощущение является элементарным, но базовым психическим проц ...
Вопросы для повторения
1. Определите значения понятий "управление", "руководство", "лидерство".
2. Что такое "стиль руководства"?
3. От каких факторов зависит оптимальный стиль руководства?
4. Охарактеризуйте основные типы стилей руководства и условия их
применения.
5. Проанализируйте возможные плюсы и минусы коллег ...
Общие итоги
Основными проблемами стиля жизни являются мои привычки, нужно отказываться от некоторых наслаждений, которые могут понизить уровень здоровье, которое пока соответствуют норме. Выявленными проблемами психического здоровья являются: уровень эмоционального напряжения, нужно получать от жизни больше радости, ведь все не так уж и плохо, радо ...