Психология » Особенности воспитания детей, заболевших неврозом » Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозами

Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозами
Страница 3

Третья группа факторов.

Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятного действия резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов.

Неприятие в отношениях с детьми рассматривается как в плане недостаточного учета их индивидуальных особенностей, в том числе темперамента, пола и характера, так и нежеланности ребенка, несоответствия его пола ожидаемому.

Степень несоответствия следует рассматривать в приведенной последовательности, т. е. оно наиболее выражено в отношении психофизиологических возможностей детей и наименее - в отношении формирования личности. В наибольшей мере несоответствие воспитания проявляется в дошкольный период жизни детей и встречается в 5 раз чаще, чем адекватное воспитание. В младшем школьном возрасте подобное соотношение составляет 2:1. В подростковом возрасте можно говорить только о некотором несоответствии воспитания. Подобный родительский путь проб и ошибок оборачивается дорогой ценой для детей, как правило, заболевающих неврозами в дошкольный и младший школьный период их жизни.

Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений, не учитывающий обстоятельств характер. Во многом это - проявление гиперсоциальных, доминантных и паранойяльных черт личности родителей. Когда ребенок, подрастая, начинает критически воспринимать безоговорочное для него ранее мнение родителей, то большинство родителей, понимая и уважая его право на свое мнение, перестраивают свои взаимоотношения, делая их более гибкими и направленными на развитие собственных возможностей ребенка. Родители детей с неврозами не могут перестроить свою тактику, продолжая усиливать давление на детей, пытаясь во что бы то ни стало подчинить своей воле, готовым решениям. Возникающий конфликт с детьми и нарастание репрессий к ним приводят к тому, что вся созидательная сила обеих сторон уходит на борьбу - противостояние. Таким образом, вместо изменения принципа руководства ребенком, уже не говоря о том, что оно неправильно с самого начала, родители «застывают» в нем, требуя невозможного или ожидая безоговорочного подчинения.

Четвертая группа факторов

воспитания в основном детерминирована неблагоприятными личностными изменениями у родителей. Гиперсоциальность - повышенная принципиальность в отношениях с детьми, гипертрофированное, односторонне понятое чувство долга, обязанности, отсутствие компромиссов, что, в целом, более характерно для матерей. У обоих родителей гиперсоциальность коррелирует с твердостью характера. Гиперсоциальность оборачивается негибкостью в отношениях с детьми, недоучетом эмоционального и ситуативного фактора в их развитии, когда матери скорее поступают, что называется «не от сердца, а от ума». Выверяя каждый свой шаг, они в то же время опасаются сделать что-либо не так, как нужно, как следует, что-либо упустить, потерять, нарушить.

Тревожность в отношениях с детьми - следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера родителей, их невротического состояния. Эти родители не столько радуются, спокойны и уверены в себе, сколько печалятся, беспокоятся и сомневаются в правильности своих действий. Можно сказать и так, что тревожность (как и эффективность) смягчает, «размывает» отчасти гиперсоциальность родителей, особенно матерей, которым тревожность и гиперсоциальность присущи больше всего.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование
Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня самоотношения, с помощью теста-опросника Столина, в одиннадцатых классах. В результате проведенной работы выявлена "Группа риска" состоящая из лиц юношеского возраста, у которых после двукратного обследования было выявлено изменения в аутосимпатии, в сторон ...

Этапы развития клинической психологии в России
В истории развития клинической психологии можно выделить условно пять этапов: 1. Истоки клинической психологии просматриваются в работах психиатров в конце XIX в. (Э.Крепелин, Э.Кречмер, И.Брейер, З.Фрейд, Ж.-М. Шарко, П.Жане и др.). Заметно их стремление с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать её фен ...

Психосоматические проблемы
Реакцией личности на стресс или фрустрацию могут быть, с одной стороны, невротические расстройства, при которых преобладают психологические и психопатологические проявления, и психосоматические расстройства, проявляющихся, в первую очередь, соматическими эквивалентами психических расстройств, с другой стороны. Эти группы нарушений демон ...

Категории