Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозамиСтраница 4
Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это - крик, ругань и угрозы в адрес детей. Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. В большей степени эффективность присуща родителям, находящимся в невротическом состоянии, перевозбудимость которых и является основой аффекта в отношениях с детьми. После приступа аффекта нервно-психическое состояние матери и отца несколько облегчается, но появляющееся вскоре чувство вины и отсутствие изменений в поведении детей порождают чувство безысходности и отчаяния, рано или поздно нарастающее вновь до критической точки.
Пятая группа факторов
представляет базисные характеристики воспитания.
Забота. Как и отношение родителей к дисциплине это - ведущий фактор или параметр воспитания.Гиперопека матери чаще всего встречается при истерическом неврозе у детей, достигая 78% в семьях мальчиков и 70% - в семьях девочек. Менее всего гиперопека выражена при неврастении - у 53% мальчиков и 44% девочек. У отцов подобные различия в заботе не так значительны. При истерическом неврозе у мальчиков и обсессивном неврозе у девочек отцы чаще, чем при других неврозах, обнаруживают недостаточный уровень заботы.
Гиперопека выражается стремлением родителей: 1) окружать ребенка повышенным вниманием; 2) во всем защищать, даже если в этом и нет реальной необходимости; 3) сопровождать каждый его шаг; 4) предохранять от опасностей, которых нет; 5) беспокоиться по любому поводу и без повода; 6) удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам; 7) обязывать поступать определенным способом.
Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение родителей к дисциплине и конкретное выражение ее в виде санкций (стимуляция, в том числе подгонка, ограничения, порицания, угрозы и физические наказания). Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей: 1) во всем контролировать детей, проверять каждый шаг; 2) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; 3) ограничивать активность и самостоятельность; 4) предписывать образ действий; 5) часто запрещать; 6) ругать за малейшие промахи и недостатки; 7) прибегать к различным санкциям. Обучение - следующий фактор воспитания. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению - привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Это случаи, когда родители требуют, чтобы ребенок второго года жизни одевался самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», еще не понимая значения этих слов. Здесь и чрезмерно ранняя рационализация чувств, и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны, скорее, соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом психологического прессинга - избыточного морального давления на детей: обязывания их думать и поступать определенным, раз и навсегда заданным, способом; ожидания больших успехов, оправдывающих честолюбивые установки родителей; чрезмерного контроля за поведением и интеллектуальными достижениями, как и безоговорочного принуждения к чтению, занятиям иностранными языками. Это создает непосильную нервно-психическую нагрузку у детей с ведущим первосигнальным типом восприятия действительности.
Проблема профессиональной зрелости рабочей группы
Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость. Она характеризуется прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентации, позитивно окрашенных неформальных отношений. Личные разногласия быстро устраняются, дисциплина носит сознательный характер, появляется чувств ...
Особенности изменения структуры идентичности студентов – психологов за
время обучения в ВУЗе (на материале негосударственных вузов)
В нашем исследовании приняли участие 200 студентов-психологов с 1 по 5 курсы факультетов московских негосударственных вузов. (53 мужчины и 147 женщины). Среди них 53 человека – студенты 1 курса, 45человек - студенты 2 курса, 38 человек - студенты 3 курса, 28 человек - студенты 4 курса, 36 человек - студенты 5 курса.
В качестве психодиа ...
Милтон Эриксон и директивная психотерапия
Среди современных психотерапевтов трудно найти более легендарную фигуру, чем Милтон Г.Эриксон (1901 -1980). Харизматический ореол вокруг его личности создают не только свидетельства восторженных учеников и благодарных клиентов, но и сохранившиеся во множестве аудио-и видеозаписи сеансов, и эксплицированная создателями НЛП модель терапев ...