Проблема нормы в психологии
Страница 2

Под нормой понимается баланс сил, средняя величина между “много” и “мало”, баланс, благодаря которому системы приходят в равновесие, образуя соразмерность, или гармонию. Отсюда можно предложить лапидарное определение нормы, патологии и аномалии. Итак: норма есть такое состояние системы, которое характеризует ее как среднее между избытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этой величины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы патологии, патология - крайняя противоположность нормы, которая может характеризоваться как некое вырождение. Предложенная формулировка требует учета трех методологических факторов.

Во-первых, отклонения от нормы должны носить количественный и качественный характер. Качественное состояние выражается в системе количественных характеристик. Если единицы количества столь объемны, что не могут находиться в рамках данного качества, то качественные характеристики меняются.

Во-вторых, незначительные отклонения от нормы допустимы. Например, греческий идеал - гармония тела, ума и духа -может выражаться в большей или меньшей рельефности мышц, большем или меньшем умственно-духовном потенциале. Но если один из компонентов искажен, то будет искажено качество, не соответствующее идеалу. Такое отклонение следует считать столь существенным, что можно говорить о патологии в отличие от отклонения несущественного, способного привести к аномалии.

В-третьих, отклонение от нормы не должно переходить границ патологии. Если это произошло, то такое положение приобретает статус качественно противоположного состояния, т.е. антипода нормы.

В то же время каждый человек индивидуален и неповторим и загонять психическое развитие конкретной личности в рамки «нормы» было бы не только бесполезно, но и опасно для этой личности.

В целом стоит отметить, что теория «нормы» сейчас находится в процессе разработки. Мир постоянно меняется, скорость обработки информации возрастает, возрастает количество стрессов, нервных срывов из-за экстремальных ситуаций, однако это не приравнивается к отклонению от нормы – само понятие нормы претерпевает изменение по мере развития психологии и психиатрии, а также медицины в целом.

Страницы: 1 2 


Результаты методики "Задания с геометрическими формами"
По предлагаемой методике выяснялась возможность организации действий в соответствии с представлениями о форме предметов. Таблица 3 Данные диагностики по заданиям с геометрическими формами Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - 3 - ...

Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания могут помочь не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанны ...

Другие сигналы доступа.
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и это можно увидеть, если знать, куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания, цвете кожи и позе. Человек, думающий визуальными образ ...

Категории