Методики исследования
Страница 1

В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику особенностей формирований познавательной сферы детьми дошкольного возраста.

1. Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 кубиков размером 8 см2. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других), ворота (один кубик стоит между двумя другими) или лестницу (пять горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на один кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти кубиков). Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Нормативы:

15 мес. – строит башню из двух кубиков, держит два кубика в одной руке;

18 мес. – строит башню из 3-4 кубиков;

2 года – строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд без трубы;

2,5 года – строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд, добавляет трубу;

3 года – строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост.

3,5 года – копирует мост с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.

4 года – строит по показу ворота, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.

4,5 года – копирует ворота с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного на бумаге в натуральную величину, а чуть более сложные – с такого же образца, но с обозначенными границами между кубиками.

5 лет – может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков, выполняет самые простые и чуть более сложные задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного на бумаге в уменьшенном масштабе.

Задания демонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретного результата, представленного в восприятии, способность к организации целесообразного поведения и самостоятельному контролю за процессом выполнения задания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки.

2. Задания с геометрическими формами. Методика "Доски Сегена".

Ребенку предлагается разместить на плоской доске три геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой.

Вынув все три фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для круга и положить круг так, чтобы доска стала гладкой. Если ребенок выполняет задание неправильно, проведите его ручкой по фигуре на доске со словами: "Видишь, получилось как-то неровно, а нужно гладко, сделай гладко". Если ребенок правильно поместит фигуру, медленно переверните доску, сказав ему: "Наблюдай за мной внимательно". Посмотрите, сможет ли он вставить круг на место без ошибки. Если ребенок справился с заданием, предложите ему остальные фигуры, и в том случае, если он правильно разложит их по местам, переверните доску и попросите разместить фигурки опять. Часто бывает необходимо повторить процесс. Это можно сделать 2-3 раза для того, чтобы убедиться в том, что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.

Задания следует начинать с демонстрации ребенку собранной доски, которая потом у него на глазах "ломается". Ребенка просят "все починить, найти каждому кусочку свое место, так, чтобы стало гладенько". Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком.

Нормативы: 15 мес. – вкладывает круг без показа;

18 мес. – выполняя задание с самой простой доской Сегена, вкладывает круг, а на него накладывает две другие фигуры;

2 года – выполняя задание с самой простой доской Сегена, размещает все три блока, делает около 4 ошибочных проб;

2,5 года - собирает 2 простые доски Сегена;

3 года – собирает отдельные фигуры из элементов.

3,5 года – может собрать более сложные доски Сегена, но только после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.

4 года – может сложить квадрат из двух половинок, круг из 4 равных частей, собирает 3 из 4 досок Сегена, самую сложную доску Сегена собирает без предварительной работы над отдельными фигурами частично.

Страницы: 1 2


Теории лидерства
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей [48]. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организац ...

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку). Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств). В основе присвоения лежит процесс интериоризации – переход вн.действия во ...

Генетические модели наследуемости аутизма
Несмотря на положительные результаты большинства исследований, подтвердивших гипотезу о генетических влияниях на формирование «А», значительная часть собранной информации не позволила проверить достоверность предположения о способах передачи «А» по наследству. Так Ритво со своими коллегами отобрали для анализа только такие семьи, в кот ...

Категории