Психология » Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития » Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития

Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития
Страница 1

К возникновению проблем в личностном развитии, трудностей в общении и поведении приводит целый ряд причин социального характера. Важнейшей из них принято считать неблагоприятные условия семейного воспитания, которые способны оказывать негативное воздействие на формирование личности ребенка, особенно если оно оказывает влияние на протяжении длительного периода жизни, начиная с момента рождения. Возникающие как следствие дисгармоничных отношений с родителями отклонения в поведении, эмоциональные нарушения, ограничения в контактах со сверстниками в структуре задержки психического развития носят вторичный характер. Вопрос о существовании данной взаимосвязи рассматривался во многих психологических исследованиях, однако в содержательном плане является еще малоизученным и несомненно представляет научный и практический интерес. С одной стороны, необходимо изучение психологической структуры вторичных отклонений в развитии при уже имеющейся задержке психического развития (ЗПР) у детей, а с другой - это позволит расширять и углублять направления профилактической психокоррекционной работы с данной категорией детей.

В исследовании изучались особенности взаимоотношений в семьях, где воспитываются дети с ЗПР младшего школьного возраста. Была предпринята попытка выявить соотношение между проблемами семейного воспитания и некоторыми аспектами формирования личности ребенка. В эксперименте участвовали учащиеся второго класса: 15 школьников с ЗПР, обучающихся в классе выравнивания общеобразовательной школы и 15 учащихся с нормальным психическим развитием. Учащиеся второго класса были выбраны для данного обследования не случайно. На наш взгляд, это позволяет исключить проблемы, связанные с периодом школьной адаптации, который, как известно, у большинства детей с ЗПР иногда растягивается во времени до конца первого класса.

Общая характеристика состава семей у детей с нормальным психическим развитием и с ЗПР позволила выявить их значительные отличия. У школьников с ЗПР 20% семей были неполными (без отца). В 27% случаев среди семей учащихся с ЗПР и у 7% семей, где воспитывались нормально развивающиеся дети, встречались родители-алкоголики. Анкетирование родителей позволило установить, что у 40% детей с ЗПР в семье сложились дисгармоничные отношения. В 20% случаев стилем воспитания являлась гипоопека. Со стороны родителей отмечалась безнадзорность, безразличное отношение к успехам ребенка в школе. В семьях нормально развивающихся детей дисгармоничные отношения были выявлены в 20% случаев. Только в 7% случаев выявлен стиль воспитания по типу гипоопеки.

Дисгармоничные семейные отношения могут являться причиной возникновения существенных проблем в общении, поведении. С целью уточнения механизмов возникновения вторичных отклонений в структуре ЗПР у детей - провели исследование с помощью нескольких психологических методик. В их числе была методика «Незаконченные предложения». Она позволяет получить информацию о системе личностных отношений детей младшего школьного возраста: отношение к отцу, к матери, к себе самому и к семье в целом.

По степени выраженности проблем в системе внутрисемейных отношений среди нормально развивающихся учащихся и детей с ЗПР выделено две подгруппы. Первую подгруппу составили дети с ярко выраженными проблемами в сфере внутрисемейных отношений. В ответах этих учащихся звучало четко выраженное негативное отношение к отцу или матери. Среди школьников с ЗПР их оказалось 40%. Под слабо выраженными проблемами (вторая подгруппа учащихся) подразумевается та категория ответов детей, в которых не проявилась отчетливо негативная позиция ребенка в отношении к родителям. Данную группу составили 33% младших школьников с ЗПР.

Полученные результаты свидетельствуют о значительно выраженных проблемных зонах у учащихся с ЗПР: в отношениях с отцом и внутриличностном конфликте. У большинства детей этой группы (53%) семья является источником внутренней психологической напряженности. Эта напряженность носит скрытый характер и на первый взгляд не заметна. Причиной этого является интересная особенность, свойственная детям с ЗПР младшего школьного возраста. Она заключается в привязанности, терпимости в отношениях с матерью, даже если она не уделяет достаточного внимания воспитанию ребенка. Мальчики с ЗПР склонны оправдывать даже недостойные поступки матери и объяснять их объективными причинами. В высказываниях детей прослеживается определенная позиция - виновата не мама, существуют конкретные причины ее поведения и поступков («не может», «у нее нет пока денег», «ей трудно жить» и пр.). Пьющие отцы у 27% школьников с ЗПР грубо относятся к своему ребенку, унижают его личное достоинство, вызывая тем самым у детей открытую неприязнь.

Страницы: 1 2 3


Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания могут помочь не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанны ...

Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов проведенного исследования
Результаты практического исследования, полученные в первом параграфе второй главы нашего исследования, показали, что самооценка дошкольников завышенном уровне. С целью выявления уровня самооценки у детей после проведенной коррекционной работы мы организовали контрольный эксперимент, используя те же методики, что и в констатирующем. 1. ...

Выявление управленческого потенциала на основе изучения я-концепции руководителя
Практический аспект нашего исследования заключается в том, чтобы на основе изучения Я- концепции руководителя выявить его управленческий потенциал. На базе проведенного исследования можно разработать методику выявления управленческого потенциала. Определим критерии управленческого потенциала. Разработаем ряд качеств руководителей и дад ...

Категории