Психология » Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития » Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
Страница 1

Взаимоотношения в семьях, отягощенных проблемами умственно отсталого ребенка, становятся неоднозначными, сложными, в них появляются негативные стороны, обусловленные главной проблемой - больным ребенком. Эти взаимоотношения существенно изменяются в процессе взросления ребенка с умственной отсталостью. Для изучения их особенностей были проведены исследования в семьях, воспитывающих взрослых детей с болезнью Дауна. Они проведены под руководством профессора Д.Н. Исаева выпускницей Института специальной педагогики и психологии Т.А. Устимовой, педагогом-дефектологом и матерью собственного взрослого ребенка, страдающего этим заболеванием.

Проведенное в настоящей работе обследование семей, воспитывающих взрослых детей с синдромом Дауна, выявило, что лишь пятая часть детей посещала образовательные учреждения, обучаясь в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушениями интеллекта. Оставшиеся 80% не учились вообще не потому, что не в состоянии были овладеть специальной программой обучения. Этим детям «не повезло» с диагнозом, они получили клеймо «необучаемых».

Для изучения психологических особенностей и взаимоотношений между родителями и детьми, в рамках поставленной цели были проведены исследования в двух группах: основной и контрольной, в количестве 20 семей каждая.

Основная группа была представлена семьями, воспитывающими взрослых детей (от 18 до 23 лет) с болезнью Дауна. Место проживания семей - разные районы Санкт-Петербурга. Из общего числа семей 19 - полные, и в одной семье дочь воспитывает только мать, поскольку отец оставил семью сразу после рождения больного ребенка. То есть всего родителей - 39 человек. В 12 семьях больной ребенок - единственный, в 12 воспитываются два ребенка и в двух семьях - 3 детей, причем в последних двух случаях больной ребенок - младший. Среди детей мальчиков - 13, девочек - 7.

В свое время только 9 детей в разном возрасте и с разной продолжительностью (1,5-2,5 года) посещали детские дошкольные учреждения, в частности специализированные детские сады. В отдельных случаях пребывание ребенка в детском саду ограничивалось несколькими месяцами.

Среди родителей высшее образование имеют 13 мужчин и 9 женщин, среднее специальное - 4 мужчин и 11 женщин, среднее - 2 мужчин. По своему социальному статусу рабочими являются 6 мужчин, служащими - 13 мужчин и 8 женщин, неработающими - 12; женщин, из них только 1 пенсионерка, а остальные - домохозяйки трудоспособного непенсионного возраста. 11 мужчин и 7 женщин являются работающими пенсионерами.

Возраст родителей больных детей составляет от 38 до 65 лет; 4 детей родилось у родителей, когда им было 20-25 лет, 7 детей родились у родителей, возраст которых составил 26-36 лет, и 9 детей родились в семьях, возраст родителей которых превысил 36 лет.

Контрольная группа была представлена 20 семьями, имеющими здоровых детей, возраст которых составляет 16-18 лет, из них 11 юношей и 9 девушек, то есть это дети, заканчивающие общеобразовательные учреждения. Перед их родителями стоят схожие с основной группой проблемы ближайшего будущего устройства своих детей. Все семьи полные, в 8 семьях воспитывается один ребенок, в 12 - двое детей.

Среди родителей высшее образование имеют 16 мужчин и 12 женщин, а среднее специальное - 4 мужчин и 8 женщин. Все родители - мужчины данной группы работают, причем 18 человек из них являются служащими и только 2 - рабочими. Среди женщин - 15 служащих, 4 рабочих и 1 мама - неработающая (домохозяйка).

В качестве инструментальных средств исследований были использованы личные наблюдения и набор психологических тестов.

В ходе наблюдений, которые проводились длительное время, причем в 13 семьях - в течение нескольких лет, делались попытки обобщить и классифицировать сложную гамму взаимоотношений в обследуемых семьях. При этом многие нюансы пришлось либо просто не учитывать, либо «огрублять». Выявленные в результате такой классификации семейные отношения представлены ниже.

Основными видами отношений между родителями являются: отношения партнерства (45%); доминирования (28%); дружеские отношения (27%).

Отношения между родителями и детьми в основном определены как: опекунские (42%); дружеско-покровительские (41%); покровительские (17%).

Выделенные группы и виды отношений характеризуют в конечном итоге семью, определяют ее тип, доминирующий в ней стиль воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Аргументация и показ товара.
Последовательность аргументации играет важную роль и имеет некоторые правила по проведению деловой беседы между продавцом и покупателем. Продавцу надо поднимать проблемы, вызывающие беспокойство клиента, показывая, что продавец о них знает. Окружать себя рекомендациями, указывать на солидность репутации, доказывать все, что выдвигается ...

Основные признаки детского аутизма
(1) нарушение социального развития ( отсутствие интереса к контакту с родителями, другими взрослыми, недоразвитие комплекса оживления, эмоциональной привязанности, улыбчивости). (2) отсутствие речи ( неэмоциональность, недоразвитие). (3) необычные (нестандартные) реакции на среду (стремление к одиночеству, бесцельность поведения, повт ...

Сравнительное исследование ценностно-мотивационной сферы молодежи русской и татарской национальности
В центре внимания многих исследователей психологии межкультурных различий сегодня находится Россия и, следовательно, ценностные ориентации представителей различных народов, проживающих на ее территории. Россия - государство, на территории которого проживает более 170 народов, большинство из которых существенно различаются по своей числ ...

Категории