Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с умственной
отсталостьюСтраница 5
Степень согласованности оценок, даваемых родителями в основной группе, достаточно высока, о чем свидетельствует коэффициент их корреляции (р = 0,85). Это подтверждается наблюдениями за их взаимоотношениями, являющимися достаточно хорошими и стабильными.
Приведенные результаты свидетельствуют о том, что взгляды родителей исследуемых групп на межсупружеские отношения и отношения с детьми имеют различия почти в половине признаков. Так, в семьях основной группы, воспитывающих больных детей, таблица значения признаков, характеризующих стремление родителей к авторитарности в воспитании, имеют более низкие оценки. Значения признаков, отражающих их стремление к родительской опеке, напротив, имеют более высокие значения.
Такие отличия характеризуют родителей основной группы как заботливых и понимающих трудности своего больного ребенка, придерживающихся мягкого стиля общения с ним. Подобная позиция этих родителей говорит о том, что наличие в семье больного ребенка формирует их отношения, проявляющиеся в более мягком доминировании, сдержанности, умеренной строгости, терпимости. Учитывая тот факт, что наше общество в целом ориентировано на игнорирование проблем инвалидов, родители, надеясь больше на себя, подсознательно стараются оградить своего ребенка от трудностей. Учитывая психофизические возможности подростка, родители к тому же и минимизируют диктат в воспитании.
Таким образом, основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей взрослого умственно отсталого ребенка, являются:
• воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;
• заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;
• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;
• вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;
• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей:
Превалирующим видом родительско-детских отношений в такой семье являются отношения опеки и покровительства.
Несколько случаев излечения
Мой краткий очерк был бы не полон, если бы я не привел несколько случаев излечения при помощи внушения. Я передаю, конечно, далеко не все случаи, в которых моя помощь оказалась действенной; это было бы слишком длинно и, может быть, чересчур утомительно. Я ограничиваюсь приведением только наиболее интересных примеров.
М. Д. из Труа
стр ...
Обсуждение результатов исследования
Исследование проводилось с 45 подростками в возрасте 13-15 лет мужского и женского пола СШ № 2 г.Новый Уренгой. К подросткам были применены рассмотренные выше методики. В итоге были выявлены следующие результаты:
1. Опросник «Басса-Дарки»
Обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» и ...
Познавательное развитие в дошкольном возрасте
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у норма ...