Психология » Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития » Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
Страница 3

Воспитательный климат семьи можно назвать неблагополучным, так как отсутствует какая-либо педагогическая система (в ее строгом понимании). Задачи семейного воспитания, способы и методы их реализации каждый из родителей понимает по-своему. Уровень педагогической культуры, подготовленность родителей к воспитанию ребенка можно считать невысокими: имеют место и отсутствие знаний об особенностях ребенка, и неадекватность оценки его поведенйя - мать завышает возможности ребенка, а отец - занижает. Последнее, кстати говоря, еще. раз подтверждает слишком малое его участие в воспитательном процессе и, как следствие, компенсацию матерью этой недостачи излишней жалостью и гиперопекой. Из исследования этой семьи видно, что воспитательный процесс и психологический климат семьи носит неорганизованный, некоммуникативный и деструктивный характер. В конечном итоге это сказывается как на личностном развитии, так и на формировании навыков приспособления к жизни их дочери.

Наблюдения показывают, что отношения между родителями и детьми основной группы в большинстве случаев являются отношениями опеки и покровительства (59%), а в остальных случаях - дружеско-покровительскими (41%). Это естественное, казалось бы, родительское чувство в данном случае отражает специфику семейных отношений «взрослый-больной ребенок» и, по мнению родителей, требует чрезмерной заботы и контроля. Объективно с этими родителями можно согласиться, однако часто при этом происходит подмена понятий. Спектр нарушенных представлений о правильном воспитании широк. Так, например, забота о ребенке порой превращается в элементарное «все сделать самому», когда речь идет о его самообслуживании. При организации хозяйственно-бытовых работ, домашних дел или досуга эти родители часто считают правильным не привлекать ребенка ввиду его «неспособности».

Корни излишней опекаемости ребенка со стороны родителей, именно ребенка с болезнью Дауна, кроются в неправильном информировании родителей с самого его рождения: здесь и ожидающие их перспективы, и сложности воспитания, и проблемы лечения и т. п. Информирование, как правило, осуществляется людьми, не являющимися специалистами в данной области, - врачами родильных домов, невропатологами и др., а следовательно, родители получают неверную информацию, которая накладывает на них тяжелый отпечаток безрадостного будущего. Кроме того, родители в большинстве случаев ищут ответы на интересующие их вопросы в справочниках и другой специальной литературе, но, увы, чаще всего полного и исчерпывающего ответа им найти не удается. В основном информация этих источников лишь усугубляет и без того угнетенное психологическое состояние родителей, поскольку основной рефрен всех этих источников - внешние признаки: эти дети необучаемы, подвержены сопутствующим, часто неизлечимым, заболеваниям, долго не живут, воспитываются в основном в интернатах. До 90% родителей именно с такой информацией выписываются из роддома, вступают на нелегкий, полный неизведанных и мучительных переживаний путь.

Родителям необходим иной вид помощи, иная, во многом противоположная информация о том, что эти дети ласковые, добрые, общительные, любят музыку, в достаточной мере поддаются социальной адаптации, способны овладевать теми или иными видами хозяйственно-бытового труда. Иными словами, такие дети могут быть неплохо адаптированы к жизни. Подтверждением этому может послужить пример, приведенный А.Р. Маллером.

Пример 3.

Елена Ю., 21 год

Диагноз: умственная отсталость, синдром Дауна, косноязычие, инвалид детства второй группы. Девушка училась четыре года в специальной школе Москвы (до этого находилась в школе-интернате, откуда ее исключили как необучаемую). В школе Лена научилась считать в пределах 100, решать задачи в один вопрос, читать, переписывать с книги и доски, писать несложные диктанты. Она овладела навыками производительного труда, научилась хозяйственно-бытовой деятельности. По окончании школы Лена пошла работать в спеццех. В бригаде она выполняла различные картонажные операции. Девушка могла отчитаться о проделанном, рассказать о назначении готовой продукции. Через год за хорошие показатели в работе ее перевели в основной цех картонажной фабрики. Она влилась в производственный коллектив, подружилась с членами бригады. На производстве ее характеризовали положительно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Диагностика репрезентативных систем. Взаимосвязь языка и репрезентативных систем.
Мы используем язык для передачи мыслей, поэтому неудивительно, что слова являются зеркалом, отражающим способ мышления. Рассмотрим один из тренингов, проводимых Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером, подтверждающий вышеназванную закономерность. Они взяли красные, желтые и зеленые карточки и обошли всех людей из группы, спрашивая у них ...

Сексуальные побуждения и состояние напряженности.
Сексуальное созревание приводит к тому, что подросток начинает искать способы удовлетворения своих сексуальных побуждений и использует различные механизмы защиты от состояния напряженности, возникающего в случае неудовлетворенности его желаний. ...

Тест ЦТО Люшера
Данный тест относится к проективным методикам, к группе тестов импрессивных. Методика основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: синий - "Эмоциональная глубина", является ко ...

Категории