Психология » Возрастная психология » Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития

Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития

Псих.развитие – процесс необратимый, направленный и закономерно изм, привод.к возникновению количеств, качеств и структ.преобразований психики и поведения чел-ка.

Необратимость – способность к накапливанию изменений.

Направленность – способность СС психики к проведению единой линии развития.

Закономерность – способность психики к воспроизвед.однотипных изменений у разных людей.

Развитие – филогенез (процесс становл.псих.стр-р в ходе биологич.эволюции вида или его соц-историч.развития) и онтогенез (процесс индивид.развития чел-ка).

Области психич.развития:

1. психофизическое развитие – моторика, органы чувств, психодинамические свойства.

2. психосоц.развитие – изм.в переживаниях, эмоциях в личностной сфере.

3. когнитивное развитие – познават.развитие – внимание, память, мышление, воображение.

Тенденции псих.развития:

1. развитие непрерывно – развитие никогда не зак-ся, процесс пост.взросления.

2. развитие прерывно – каждый возраст явл.уникальным и неповторимым.

Периоды псих.развития: 1. литический – изм.в психике медленны и не очень заметны. 2. критический – изменения заметны сразу и резко.

Новообразование – псих.структура либо впервые появившаяся в онтогенезе, либо достиг.в данном возрасте оптим.уровня развития.

Факторы развития:

1. наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развития в целом – типизирует процесс развития. Черты видовой специфики чел-ка: универсальность – способность к неогранич.развитию, неспециализированность, выс.степень активности чел-ка.

2. среда – окр.человека общ, духовные и мат.условия сущ-ния. Среда образует фенотип и индивид.псих.развитие. Общ.среда – макросреда (историч, соц-эк, этнические, культ.особ-ти общества, в кот.человек сущ-ет), микросреда (ближайшее к чел-ку окружение – семья, соц.институты), уровень стр-ры отношений.


Общая характеристика развития в раннем возрасте
Раннее детство – 1-3 года (по Эльконину). Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления. Большим достижением в развитии ребенка второго года жи ...

Социально-психологические подходы к старению и старости
Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения — это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к следующему выводу: биологи обеспечивают определение старения (старости) чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и би ...

Наблюдение за работой психолога
Схема обследования ребенка. Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации. Она включает в себя следующее.1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и ...

Категории