Психология » Возрастная психология » Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития

Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития

Псих.развитие – процесс необратимый, направленный и закономерно изм, привод.к возникновению количеств, качеств и структ.преобразований психики и поведения чел-ка.

Необратимость – способность к накапливанию изменений.

Направленность – способность СС психики к проведению единой линии развития.

Закономерность – способность психики к воспроизвед.однотипных изменений у разных людей.

Развитие – филогенез (процесс становл.псих.стр-р в ходе биологич.эволюции вида или его соц-историч.развития) и онтогенез (процесс индивид.развития чел-ка).

Области психич.развития:

1. психофизическое развитие – моторика, органы чувств, психодинамические свойства.

2. психосоц.развитие – изм.в переживаниях, эмоциях в личностной сфере.

3. когнитивное развитие – познават.развитие – внимание, память, мышление, воображение.

Тенденции псих.развития:

1. развитие непрерывно – развитие никогда не зак-ся, процесс пост.взросления.

2. развитие прерывно – каждый возраст явл.уникальным и неповторимым.

Периоды псих.развития: 1. литический – изм.в психике медленны и не очень заметны. 2. критический – изменения заметны сразу и резко.

Новообразование – псих.структура либо впервые появившаяся в онтогенезе, либо достиг.в данном возрасте оптим.уровня развития.

Факторы развития:

1. наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развития в целом – типизирует процесс развития. Черты видовой специфики чел-ка: универсальность – способность к неогранич.развитию, неспециализированность, выс.степень активности чел-ка.

2. среда – окр.человека общ, духовные и мат.условия сущ-ния. Среда образует фенотип и индивид.псих.развитие. Общ.среда – макросреда (историч, соц-эк, этнические, культ.особ-ти общества, в кот.человек сущ-ет), микросреда (ближайшее к чел-ку окружение – семья, соц.институты), уровень стр-ры отношений.


Закон конгруэнтности Карла Роджерса
Особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса — одного из основателей гуманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга Карл Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принц ...

Периодизация развития личности З.Фрейда
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетвор ...

Топологический уровень моторного построения и его роль в рисунке
Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др. Примерами могут служить движения жонглера, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, ...

Категории