Психодиагностическое заключениеСтраница 2
В психодиагностике до начала применения методик беседа используется для знакомства с ребенком, для ориентации в его духовном мире, установления с ним партнерских, доверительных отношений. Беседу используют для изучения ситуации клиента глазами его самого, поиска тех его особенностей, которые могут быть использованы в последующей развивающей и коррекционной работе.
В диагностической работе используют: диагностическое интервью, которое имеет целью получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития, поэтому для такого интервью характерно органичное включение в структуру тестовых приемов обследования. применяется прежде всего для проверки исследовательских гипотез.
Психотерапевтическая беседа (клиническое интервью) используется в целях оказания психологической помощи. Это самый сложный вид беседы, посредство которого психолог помогает человеку осознать внутренние проблемы, связанные с ними переживания. Конфликты, обнаружить их причины и т.д.
В зависимости от целей беседы, ее содержания, предпочтений самого исследователя выделяют структурированную (с заранее подготовленными вопросами) и неструктурированную беседу, которая носит более свободный, импровизационный характер.
Тестирование. Тестом называют "краткое, стандартизованное, ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий" (Психологический словарь / Под ред.В.В. Давыдова, и др. М., 1983). Тесты должны отвечать требованиям надежности и валидности. В последующем при изучении курса "Психодиагностика" вы ознакомитесь с данными понятиями более глубоко. Сейчас же охарактеризуем валидность теста как его адекватность поставленным задачам и способности диагностировать именно то, что необходимо. Например, при исследовании памяти, необходимы методы, диагностирующие именно память и т.д.). Надежность теста характеризует его способность получать устойчивые результаты по прошествии определенного времени.
Проективные методы. Проективные методы пользуются большой популярностью у практико-ориентированных психологов. Различают несколько групп проективных методик, среди них
- методики интерпретации (ТАТ и его детские варианты - САТ, тест фрустрации Розенцвейга),
- методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы);
- методики катарсиса (психодрама, проективная игра);
- методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения);
- методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека, рисунок "Дом - дерево - человек", рисунок семьи и его модификации], рисунок несуществующего животного).
Отличительными признаками проективных методик являются неопределенность инструкции или стимульного материала, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения, атмосфера доброжелательности, в которой протекает деятельность испытуемого при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, и диагностическая направленность не на ту или иную психическую функцию, а на модус личности во взаимодействии с ее социальным окружением.
К проективным методам не применимы в полной мере требования валидности и надежности. К этому следует добавить, что при интерпретации всех проективных методов, имеющих качественную обработку данных, нельзя проводить однозначную связь между отдельным диагностическим признаком и особенностью личности испытуемого. Любой вывод на основе диагностики с помощью проективных методов можно считать правомерным только в том случае, если он подтверждается другими диагностическими данными - той же методики или какой - либо другой.
Психологические тесты и их оценка
Тест –это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных показателей индивидуально-психологических различий.
Тест представляет собой серию заданий, ответы на которые имеют однозначную интерпритацию. Суммарный балл по тесту сравнивается со стандартной тестовой нормой. На основании резу ...
Методики исследования
В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику особенностей формирований познавательной сферы детьми дошкольного возраста.
1. Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 кубиков размером 8 см2. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню ...
Развитие самосознания в ранней юности
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное ...