Психодиагностическое заключение
Страница 3

Опросники и анкеты. В детской практической психологии широко применяются опросники и анкеты. Их используют в основном для изучения интересов, склонностей, других личностных особенностей младших и старших подростков, в профориентации, для проведения социально-психологических обследований. В работе с учениками начальных классов анкеты и опросники применяются чрезвычайно редко. Анкеты бывают с закрытыми вопросами, предполагающими ответы "да", "нет", "не знаю"; с открытыми вопросами, ответы на которые можно построить самостоятельно. В форме анкет с закрытыми вопросами созданы многие личностные опросники (например, MMPI и его многочисленные модификации). Несмотря на большую популярность в ряде отраслей практической психологии, в работе с детьми и подростками многофакторные опросники используются не очень широко.

На примере работы с детьми рассмотрим виды диагностической работы.

а) Одной из самых типичных диагностических задач является изучение различных форм мышления ребенка. Как пример можно назвать хорошо известный тест Векслера [9], разработанный для определения "коэффициента интеллекта" (IQ). Качественная интерпретация результатов тестирования позволяет строить развивающую работу с учащимися.

б) Другой важной диагностической задачей является изучение социально-психологической ситуации в детских группах. С этой целью применяют различные социометрические методики, которые позволяют определить структуру коллектива, социальный статус каждого школьника. Результаты социометрических обследований необходимо дополнить изучением особенностей коммуникации детей друг с другом, в первую очередь, оказавшихся в изоляции от сверстников, а также действий педагогов, в которых проявляется отношение к ребенку и т.п. Все это позволяет понять причины неблагополучных межличностных отношений и наметить пути улучшения психологического климата в группе.

в) Диагностика психофизиологических особенностей детей. Психофизиологические методики применяются для изучения основных свойств нервной системы (НС) (силы - слабости, подвижности - инертности, уравновешенности - неуравновешенности). Например, для диагностики подвижности нервной системы применяется методика, разработанная В.Т. Козловой, для оценки силы нервной системы - В.А. Даниловым [11].

Для индивидуальной диагностики применима любая из психофизиологических методик, упомянутых выше. Если возникает необходимость обследования целого класса (например, для выявления учеников, причина низкой успеваемости которых заключается в неадекватном использовании ими своих психофизиологических особенностей), удобно использовать теппинг - тест, который легко проводится в группе. Для учеников средних и старших классов понимание задания и его выполнение в группе не составляет труда. Ученики 8-11 классов могут выполнять самостоятельно и первичную обработку данных - подсчет количества точек и построение графиков. Это позволит непосредственно после проведения задания дать детям рекомендации по более эффективному использованию своих психофизиологических возможностей в учебе и преодоление ограничений, присущих своему типу НС.

г) Диагностика особенностей личности. Перечислим некоторые типичные диагностические задачи, возникающие при изучении особенностей личности.

Изучение самооценки ребенка. Наиболее распространенной техникой является методика самооценки Дембо-Рубинштейн. Как показывает практика, если задание объяснено ребенку просто и доступно, оно применимо в работе с детьми даже семилетнего возраста.

Страницы: 1 2 3 4


Проективные тесты
Проективные тесты – методики, основанные на получении информации о человеке с помощью механизма проекции. Проекция – не вполне осознанное приписывание другим людям, событиям, вещам и явлениям собственных мыслей, чувств и состояний. В методе тестов проекция используется как не вполне осознанное отображение на нечетком стимульном материа ...

Научные объяснения чудесных явлений
Мировоззренческая и теоретическая основа духовного целительства представляют собой синтез новейших достижений науки, прежде всего, открытий в области квантовой физики, вибрационной медицины и древних философских учений о космосе, природе и человеке. По существу, единственным основанием объединения всех этих областей является таинственн ...

Теория Эвальта Геринга
Эвальд Геринг предложил теорию оппонентных процессов. Он предположил, что три первичных цвета обрабатываются зрительной системой как антагонистические или оппонентные пары: красный/зеленый, желтый/синий и белый/черный. Стимуляция одного из оппонентов вызывает возбуждение (или торможение), тогда как стимуляция другого - противоположные э ...

Категории