Психодиагностическое заключениеСтраница 4
Для изучения общих представлений о себе и уровня самопрезентации используются свободные самоописания, иногда по типу сочинений, иногда - как 10-15-20 ответов на вопрос "Кто я? ", или любое количество ответов за определенное время. Такие само описания применимы уже в работе с младшими подростками и являются не только диагностическим, но и развивающим средством для расширения представлений о себе.
Широкое применение нашли в диагностике особенностей личности проективные методы. Для изучения представлений о себе через представления о своем физическом "Я" применяется рисунок человека. То же свойство, но в метафорической форме, изучается при помощи техники рисунка несуществующего животного. Неосознаваемые мотивы и потребности, переживания, интересы изучаются при помощи теста неоконченных предложений в многочисленных модификациях. Наконец, для изучения мотивации личности, значимых переживаний применяются апперцептивные техники, и, прежде всего, ТАТ и его "детские" варианты.
Вышеописанные диагностические сферы являются вневозрастными, однако, наряду с общими встречаются и специфические для возраста диагностические задачи. Например, для выявления профессиональных интересов учеников 9-11 классов используются опросники профессиональных склонностей. Изучение ценностных ориентации проводится при помощи методики Рокича и ее модификаций.
Диагностика личностных особенностей должна давать психологу по возможности более полное представление о человеке. Подбор методик играет здесь важную роль. Сочетание диагностических средств разных типов, комбинирование стандартизированных методик и диагностических средств без жесткого алгоритма, подобных беседе и наблюдению, помогут детскому психологу - практику составить разностороннее представление о личности ребенка.
Гендерные особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте
В рамках решения первой задачи
были проведены тест-опросник Н.Н.Обозова и тест-опросник Е.П.Ильина, Е.К.Фещенко.
Результаты, полученные по первой методике
– по тесту исследования уровня развития «силы воли» и по второй методике – по тесту исследования уровня развития терпеливости – приводим в таблице 1
. Как видно из таблицы
1, средн ...
Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече)
Метод реагирования на кризисные события, предложенный Дж. Митчелом в 1960-х гг. Процедура дебрифинга осуществляется в первые двое суток после кризисного события (катастрофы, стихийного бедствия, физической или сексуальной агрессии, пожарных и спасательных работ, пребывания заложником, военных или близких к таковым ситуаций и т.д.) и нап ...
Методики исследования
В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику особенностей формирований познавательной сферы детьми дошкольного возраста.
1. Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 кубиков размером 8 см2. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню ...