Психология » Психогенетический подход в изучении интегральной индивидуальности » Эмпирические основания построения психогенетической концепции интегральной индивидуальности

Эмпирические основания построения психогенетической концепции интегральной индивидуальности

Комплексное решение данных вопросов может быть реализовано в психогенетическом исследовании, включающем с себя результаты и анализ как близнецовых, так и семейных исследований. Нами были проведены серия исследований, которые позволяют обозначить основные направления в решении указанных вопросов и выделить эмпирические основания психогенетической концепции интегральной индивидуальности. Подробная информация купить сервер бу H3C у нас.

Было организовано близнецовое исследование, выключающее две возрастные группы 13-17 лет и 18-25 лет, а так же исследование одиночнорожденных детей и их родителей. Использовались методики, позволяющие определить показатели двух уровней интегральной индивидуальности психодинамического и личностного, что является необходимым условием реализации исследования в рамках данной теории. Результаты обрабатывались методами генетической статистики (близнецовая выборка) и регрессионным анализом (детско-родительская выборка).

Рассматривая компоненты фенотипической дисперсии показателей психодинамического уровня в возрасте 13-17 лет, установлено, что показатель наследуемости составляет в среднем 40% дисперсии, а для личностного - не более 30%. В более старшем возрасте изменяется не только набор психодинамических и личностных свойств, но и генетическая обусловленность свойств меняется, что в целом согласуется с результатами других исследований (Малых и др. 1998, Егорова М.С. 1998, 2005, Lohelin, 1998; Plomin, 1999). Эти данные позволяют говорить о генетическом критерии как способе отнесения свойств к разным уровням интегральной индивидуальности.

Решение вопроса о выявлении роли факторов наследуемости и среды во взаимосвязях свойств позволяет говорить, в частности, о межуровневых связях не только как о результате развития или формирования индивидуальности, но и как о связях, по-разному детерминированных факторами среды и генотипа, что для интегрального исследования является одним из наиболее важных вопросов. Полученная структура фенотипических и генетических связей позволяет говорить о существовании много-многозначной связи между уровнями психодинамики и личностных свойств. Эти факты свидетельствуют, что свойства могут обнаруживать различные типы отношений (одно- или много-значные) в зависимости от роли генетического фактора. Данное утверждение, безусловно, требует проверки и более тщательного анализа.

Говоря о роли средовых факторов в свойствах различных иерархических уровней, рассмотрим в качестве таких метанидивидуальных характеристик, предикторов свойств детей, свойства индивидуальности родителей. Результаты множественного регрессионного анализа, позволяют говорить о том, какой процент дисперсии свойств детей определяется свойствами родителей. Удалось выделить предикторы для четырёх свойств: проявлений эргичности и эмоциональности в разных сферах жизнедеятельности.

Показатели эргичности обнаруживают значительное средовое (общая и индивидуальная среда) влияние до 50%. Процент дисперсии эргичности, объясняемой выделенными предикторами, составляет от 35 до 43%. Очевидно, что эти показатели относится скорее к фенотипической дисперсии в целом, чем только к ее средовой компоненте. Вместе с тем, полученные факты позволяют предположить, что проявления родительских свойств создают основу для свойств детей. Это находит косвенное подтверждение в работе (Думитрашку и др. 1996, Равич-Щербо и др. 1996) Обобщая, можно сказать, что уровень психодинамической активности родителей определяет ее проявления у детей.


Проба Кулюткина
Задание 1 1 2 3 а) ВАВА а) АВВА а) АВАВ б) 2121 б) 1221 б) 1212 в) РЕРЕ в) ЕРЕР в) ЕРРЕ г) 8558 г) 5885 г) 5858 Задание 2 1 2 3 а) ВААВ а) ВВАА а) ААВВ б) 2112 б) 2112 б) 1122 в) ...

Эмпирическое исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка. Организация исследования
Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия наряду с динамическими изменениями современного общества в значительной мере осложняют повседневную реальность. В особо сложном положении при этом оказываются подростки, которые и так в силу своих психол ...

Психология общения. Понятие общения в психологии
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Общение – сложный и весьма многоплановый про ...

Категории