Психология » Психогенетический подход в изучении интегральной индивидуальности » Психологические особенности типов исследовательской позиции

Психологические особенности типов исследовательской позиции
Страница 1

В современных условиях все большее значение приобретает стремление и способность человека активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира (А.Н. Поддьяков, 2000, 2001; А.И. Савенков, 2009; А.С. Обухов, 2007), а поиск перестает быть узкоспециализированной деятельностью и становится неотъемлемой характеристикой, стилем жизни личности (А.И. Савенков, 2008). Исследовательская активность находит выражение в форме исследовательских реакций, поискового поведения, исследовательской деятельности, которые, однако, рассматриваются преимущественно как детерминированные психофизиологическими и средовыми факторами. Роль «внутренних условий», которые лежат в основе реализации исследовательского способа изучения действительности, активность самого субъекта остается не раскрытой.

Решить данную задачу возможно посредством обращения к понятию «исследовательская позиция». В отечественной психологии появились отдельные работы, посвященные изучению исследовательской позиции (А.С. Обухов, 2006; Н.Б. Шумакова, 2007). В нашей работе, выполненной в рамках субъектного подхода, исследовательская позиция рассматривается как психическое образование, которое обусловливает ценностное отношение человека к процессу активного, заинтересованного взаимодействия с действительностью, его готовность к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире. На наш взгляд, исследовательская позиция представляет собой целостное, сложное психическое образование, систему как единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи элементов. На основе системологического описания с помощью метода построения семантических пространств были определены компоненты исследовательской позиции.

На следующем этапе данные компоненты были операционализированы посредством определения их индикаторов, которые можно выявить с помощью психодиагностических методик. Таким образом, было определено, что в состав исследовательской позиции входят интенциональный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, мировоззренческий и поведенческий компоненты. Интенциональный компонент исследовательской позиции включает мотивы исследовательской деятельности, познавательные потребности и стремление к творчеству. Когнитивный компонент представлен понятийными структурами как образованиями, обеспечивающими переработку информации. Он включает также открытую познавательную позицию как «особый тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, а также адекватной восприимчивостью по отношению к необычным аспектам происходящего» (М.А. Холодная, 2009).

Эмоциональный компонент включает три группы переживаний, испытываемых человеком в исследовательском процессе: побуждающие переживания (желание осуществлять исследовательский процесс, вовлеченность в него), оценочные переживания (переживания успеха-неуспеха как оценки результата исследовательской деятельности и настроение как обобщенная оценка этапов деятельности), активационные переживания (изменение состояния в континууме «сонливость – возбуждение»). Регуляторный компонент представлен способностью к саморегуляции произвольной активности, а также ценностной системой «Открытость изменениям», отражающей стремление человека к выходу за пределы существующих рамок, к открытости новому опыту и изменениям, творческому преобразованию и познанию. Мировоззренческий компонент отражает убеждения человека относительно того, где находятся силы, влияющие на его судьбу, готовность к преодолению трудностей. Поведенческий компонент представлен толерантностью к неопределенности.

В результате эмпирического исследования, выполненного на выборке старшеклассников, участвующих в конкурсах научно-исследовательских работ и научно-практических конференций (общая численность 150 человек), нами было выявлено качественное своеобразие двух типов исследовательской позиции - «переживающего» и «созидающего». Данные обозначения были даны исходя из выявленных психологических особенностей структуры исследовательской позиции каждого их типов и отражают наиболее существенные характеристики последних.

Страницы: 1 2


Концепция теории отношений В.Н. Мясищева. Отношения и личность
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровн ...

Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Современное состояние проблемы мышления
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственн ...

Экспериментальное изучение гендерных особенностей воли младших школьников. Организация и методика эксперимента
Методом сбора эмпирических данных был констатирующий эксперимент, организованный как сравнение гендерных особенностей воли младших школьников. Эксперимент проводился с 15декабря 2006 года по 15 марта 2007 года. Констатирующий эксперимент проводился на базе третьих классов школы №160 г. Казани. Цель исследования : изучение гендерных ос ...

Категории