Психология » Психогенетический подход в изучении интегральной индивидуальности » Психологические особенности типов исследовательской позиции

Психологические особенности типов исследовательской позиции
Страница 2

Исследовательская позиция «переживающего» типа представляет собой синтетичное психическое образование. Наибольший вес в структуре данного образования имеет эмоциональный компонент, в то время как когнитивный и регуляторный играют значительно меньшую роль в его функционировании. Особенности структуры исследовательской позиции «переживающего» типа обусловливают направленность человека на новизну, тенденцию к свободному изобретательству, высокую вовлеченность в исследовательский процесс.

Вместе с тем выявленные особенности определяют значительную фиксацию на актуальных переживаниях, возникающих в исследовательском процессе, вследствие чего обладатели исследовательской позиции данного типа «застревают» на эмоциональном, оценочном отношении к процессу и промежуточным результатам своей деятельности и оказываются менее результативными в достижении поставленных целей. Выявленные психологические особенности исследовательской позиции данного типа обуславливают характер ее функционирования и объясняют специфику реализации процесса исследовательской деятельности. На наш взгляд, данный тип исследовательской позиции может рассматриваться как способ самовыражения человека в исследовательском процессе.

Исследовательская позиция «созидающего» типа является целостным, интегрированным и иерархически упорядоченным психическим образованием. Упорядоченность данного образования обеспечивает наличие трех доминант - побуждающих переживаний, творческой направленности и готовности познавать действительность в ее существенных свойствах и отношениях. Когнитивный и эмоциональный компоненты имеют примерно равный вес в структуре исследовательской позиции данного типа. Составляющие данного психического образования интегрированы способом, обеспечивающим их эффективное совместное функционирование. Структурные особенности исследовательской позиции «созидающего» типа позволяют ее обладателям выступать в качестве инициаторов и успешных организаторов своей исследовательской активности.

Об этом свидетельствует взаимосвязь элементов, отражающих субъектные свойства личности (ценность самостоятельности и интернальность) и их первостепенный вклад в структуру исследовательской позиции данного типа, а также независимость такого элемента как система саморегуляции от актуальных переживаний. Взаимосвязь и значительный вес когнитивных элементов (понятийных структур и открытой познавательной позиции) обеспечивают готовность и умение анализировать, осмыслять окружающую действительность во всех ее противоречивых, сложных связях и отношениях.

Взаимосвязь таких элементов исследовательской позиции, как ценность стимуляции, творческая направленность и толерантность к неопределенности позволяет человеку быть открытым новизне и готовым справляться с неопределенными ситуациями, воспринимать их потенциальные источники новых идей и впечатлений. Выявленные особенности данного типа исследовательской позиции позволяют ее обладателям быть субъектами исследовательской деятельности, эффективно организуя исследовательский процесс и превращая его в пространство для самоопределения, саморазвития.

Страницы: 1 2 


Кризис трех лет: причины и симптоматика
Кризис трехлетнеговозраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят ...

Классификация психотерапии
По отношению субъекта психотерапии к воздействию: аутопсихотерапия; гетеропсихотерапия. По типу психокоррекционного воздействия: директивная; недирективная. По количеству пациентов: индивидуальная; групповая. По технике применения: суггестивная; рациональная; реконструктивно-личностная; аналитическая; бихевиоральная; когн ...

Деловое общение в рабочей группе
Нет необходимости подробно останавливаться на значении проблемы рабочей группы, или, как говорят на Западе, команды, для уяснения практики делового общения. Коллектив, каковым и является по сути рабочая группа, потенциально — мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую ...

Категории