Управление конфликтами: прогнозирование, предупреждение, регулирование и
разрешение.Страница 2
Объективное объяснение конфликту возможно при выполнении следующих требований:
- Анализ конфликта учитывает только те факты, которые актуальны в настоящей ситуации.
- В объяснительный контекст входит и учет предшествующего состояния конфликтной ситуации и ее развития в последующем.
- Объяснение конфликта подчинено успешному разрешению его в интересах целого общества, личности и пр.
- Признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им.
Интерес к будущему объясняется тем, что человеку присуща целесообразная деятельность, ее мысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожидание результатов и последствий своих действий. Предвидение — это знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Вероятностное прогнозирование — предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, каждой гипотезе приписывается определенная вероятность. Определенность, достоверность и вероятность научного предвидения зависят от того, о каком будущем идет речь — непосредственном, обозримом или отдаленном. Знания о будущем по мере удаления от настоящего становятся менее конкретными и точными, более общими и предположительными. Возрастающая неопределенность в предвосхищении будущего связана с природой социального развития, для которого характерна многовариантность и альтернативность исхода событий, непредсказуемость конкретного хода отдельных событий общественной жизни. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ на вопросы, что может совершиться и в какой форме, когда этого следует ожидать, какова мера вероятности данного прогноза.
Можно выделить четыре основных типа прогнозов1:
поисковые — составляются для выявления возможного образа будущего, отправляясь от реалистических оценок существующих в настоящее время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности;
нормативные — ориентированы на достижение в будущем определенных целей и содержат практические рекомендации для осуществления программ развития;
аналитические — предназначены для определения в научных целях познавательной ценности методов и средств исследования будущего;
прогнозы-предостережения — составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.
Различия между этими типами прогнозов условны. Социальный прогноз может сочетать черты сразу нескольких типов.
Прогнозирование конфликта — предвидение возможности конфликта и его возможного будущего. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Прогноз отличается от утопии тем, что он опирается на результаты структурно-динамического и типологического анализа. К основным методам прогнозирования конфликтных ситуаций относятся:
· экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы;
· моделирование возможной конфликтной ситуации;
· статический метод;
· опрос экспертов.
Точность экстраполяции резко убывает по мере продвижения в будущее. Ограничена применимость к предвидению будущего исторической аналогии. Наиболее надежным методом социального прогнозирования является экспертная оценка, опирающаяся на верные теоретические представления, использующая результаты других методов и дающая им правильную интерпретацию.
Психологические особенности тревожности и социометрического статуса в
младшем школьном возрасте. Особенности
тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие
тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления.
Тревожность как понятие возникает в рамках психоаналитического подхода, по Фрейду чувство тревожности связанно с чувством беспомощности. К. Хорни определяет тревогу как врожденное свойство. Астахов выделяет функции тревоги: первая – функция си ...
Эпоха детства (3-11 лет).
Дошкольный возраст (3-7лет).
Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечив ...
Общая профилактика, ее возможности и
средства формирования правосознания граждан
Наиболее значимым для общества является профилактическое направление в деятельности государства в сфере снижения влияния преступности на социальную жизнь вообще и каждого индивида в частности. Действительно, целесообразней и проще предупреждать совершение преступлений, чем задействовать колоссальные экономические и человеческие ресурсы ...