Психология » Этнические гендерные стереотипы » Сравнительное исследование ценностно-мотивационной сферы молодежи русской и татарской национальности

Сравнительное исследование ценностно-мотивационной сферы молодежи русской и татарской национальности
Страница 1

В центре внимания многих исследователей психологии межкультурных различий сегодня находится Россия и, следовательно, ценностные ориентации представителей различных народов, проживающих на ее территории.

Россия - государство, на территории которого проживает более 170 народов, большинство из которых существенно различаются по своей численности: 82 млн (83% населения) – русские, свыше 5 млн. – татары, свыше 3 млн. – украинцы, 1,7 миллионов – составляют чуваши. Представители различных народов России много пока теряют из-за незнания особенностей собственной культуры, ее отличий от других культур. Вместе с тем, как человек может познать самого себя только через общение с другими людьми, так и народ в целом может узнать свои особенности, лишь при контакте с представителями других культур или сообществ, оперирующих иным набором ценностей. Именно в процессе межкультурных взаимодействий происходит осознание ценностей, и обнаруживаются различия именно в последних. Поэтому теоретическое и эмпирическое исследование социально-психологических особенностей представителей народов России с учетом изменений, происходящих в обществе в последнее время, является задачей практической важности.

Однако, проведенный обзор исследований показал, что на сегодняшний день, отмечается недостаток специальных исследований направленных на поиск специфического и общего в ценностных ориентациях представителей различных народов России, в частности русского и татарского народа. Учитывая актуальность и недостаточное изучение данной проблематики, нами была поставлена цель - исследовать ценностно-мотивационной сферы представителей русского и татарского народа.

Гипотеза исследования - в силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, и других влияний представители русского и татарского народа, имеют больше общего в ценностных ориентациях, чем различного. Как для представителей татарского, так и русского народа в юношеском возрасте, наибольшую ценность представляют «деньги» и «уверенность в себе».

Методики исследования: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика «Диагностики степени удовлетворенности основных потребностей»; методика «Незаконченные предложения». Для сравнения результатов тестирования в двух группах в работе использовался t-критерий Стьюдента для несвязных измерений. Участие в исследовании приняли студенты (17-19 лет) высших учебных заведений г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Общее число испытуемых 50 человек: из них 25 – русской и 25 человек татарской национальности.

В ходе исследования было обнаружено, что для молодых людей русской и татарской национальности, характерна высокая ценность таких ценностей – целей, как здоровье любовь и уверенность в себе, которые, в принципе полностью соответствуют базовым потребностям, выделенным А.Маслоу. Также установлено, что альтруистические ценности, ценности эстетические, возвышенные, связанные с восхищением и почитание искусства и природы для всех испытуемых вытесняются на последние позиции в структуре терминальных ценностей.

При этом мы можем отметить значимые различия в ценности общения у представителей двух групп. Если представители русской молодежи стремятся в большей степени реализоваться в кругу друзей, получить общественное признание, то представители татарской молодежи стремятся удовлетворить потребность в общении посредством счастливой семейной жизни и наличия интересной работы.

В ходе сравнительного анализа была выявлена значимость различия в отношении средств достижения поставленных целей. Так видим, что молодые люди русской национальности чаще всего использует в достижении цели такие инструментальные ценности, как эффективность в делах, исполнительность, ответственность и образованность, а также индивидуалистический блок ценностей: жизнерадостность и честность.

Страницы: 1 2


Человек как субъект общения
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в процес ...

Материалы для развития чувст
Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. ...

Этикет и культура поведения делового человека
Этикет (от франц. etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Это наиболее общее определение этикета. Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешне ...

Категории