Феномен удовлетворенности браком
Страница 2

1) сходство ролевых ожиданий мужа и жены;

2) ролевое соответствие мужа и жены;

3) уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов.

В ряде работ было продемонстрировано влияние особенностей общения в семье на удовлетворенность браком. Так, в работах Новиковой Е.В., Сикоровой В.И., Ощепковой Л.П. показано, что успешное общение в семье обеспечивает хороший климат в ней, способствует развитию прочных эмоциональных связей внутри семьи, положительно влияет на процесс воспитания детей. Нарушения общения приводят к серьезным конфликтам во взаимоотношениях супругов, способствуют формированию таких негативных социальных явлений, как алкоголизм и подростковое противоправное поведение.

Удовлетворенность браком также тесно связана с тем, как ведут себя супруги в различных жизненных ситуациях. Так, например, исследование Л.С. Шиловой демонстрирует тесную взаимосвязь между характером проведения супругами досуга и удовлетворенностью браком. Удовлетворенные браком супруги проводят во время отдыха вместе гораздо больше времени, чем неудовлетворенные. Важным показателем хороших внутрисемейных отношений является также наличие у них общих друзей, неудовлетворенные супруги чаще всего имеют каждый свой собственный круг общения.

Другие ученые рассматривали удовлетворенность супружескими отношениями через призму потребностей. В.П. Левкович и О.Э. Зуськова отмечают, что удовлетворенность супружескими взаимоотношениями определяется удовлетворением в браке ряда основных потребностей (общения, познания, защиты Я-концепции, взаимопонимания и др.). Эти потребности не идентичны у супругов, а во многом противоречивы. В.А. Сысенко отмечает, что эмоционально-психологическая стабильность брака зависит от степени удовлетворения потребностей во взаимопонимании, психологической поддержке, взаимопомощи, уважении чувства собственного достоинства, в ощущении собственной важности, значимости. Брак стабилен, если супружеское общение несет в себе положительный заряд. Во взаимоотношениях супругов может сложиться ситуация, когда один из них становится помехой для удовлетворения каких-либо потребностей другого. Другой более сложной стороной удовлетворенности брачной жизнью, по мнению В.А. Сысенко, является неудовлетворенность человека самим собой.

Ряд авторов для определения удовлетворенности браком, используют принцип сходства, согласия в межличностных отношениях супругов по разным параметрам. Так, Г.И. Лаки подсчитывал удовлетворенность супружескими взаимоотношениями на основе уровня удовлетворенности интимной жизнью, качеством выполнения семейных ролей и обязанностей, а также на основе степени согласия по основным семейным проблемам. М. Аргайл обнаружил три направления замера степени удовлетворенности браком: материальная (осязаемая) помощь, эмоциональная поддержка и общность интересов.

Важным и интересным, является тот факт, о котором упоминает некоторые исследователи, что удовлетворенность браком сама по себе является прежде всего феноменом межличностного восприятия. Используя схему изучения социальной перцепции, предложенную Г.М. Андреевой, можно говорить о том, что удовлетворенность браком представляет собой характеристику восприятия членами группы эффективности функционирования своей группы.

Т.В. Зайцева обобщая ряд работ, выделяет четыре группы факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность супругов своими взаимоотношениями.

Социальные факторы, действующие на уровне общества: урбанизация, миграция, индустриализация, эмансипация женщин, нестабильность социальных систем, снижение уровня материально-экономических условий жизни, падение социального престижа семьи, обострение межнациональных отношений.

Социально-экономические, демографические факторы, действующие на уровне семьи: образование, социальное положение, трудовая стабильность, наличие собственного жилья, материальное благополучие, стаж супружеской жизни, наличие детей, религиозность, комфортные бытовые условия, совместное или раздельное проживание родителей.

Социально-психологические факторы, действующие на уровне семьи: влияние восприятия супругами их родительских семей, общность взглядов, ценностей, интересов партнеров, ролевая адекватность супругов, совпадение репродуктивных установок, гармония сексуальных отношений, адекватное распределение семейных обязанностей, совпадение установок в воспитании детей; взаимоотношения с родителями и родственниками, совместное проведение досуга, оценка друзей супруга (ги), отношение к супружеской верности, уважительное отношение к личности супруга, психологическая поддержка, умение учитывать интересы друг друга.

Факторы, связанные с личностными особенностями партнеров: социальный опыт, воспитанность, самостоятельность, терпимость, личная ответственность за судьбу семьи, эмпатичность, внимательность, навыки конструктивного общения, уровень этнического самосознания, социальная активность, нравственная зрелость, подготовленность к браку, употребление алкоголя.

Страницы: 1 2 3


Выводы
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую; развивающую; воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут ста ...

Обучение как процесс управления. Методы обучения и их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратитьс ...

Мария Монтессори о сенсорном развитии детей. Из биографии Марии Монтессори
Мария Монтессори (1870- 1952) Мария была единственным ребёнком в семье, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Её отец был высокопоставленным, государственным чиновником, а мать происходила из старейшего Итальянского рода Стопани, в котором преобладали учённые. О детстве Марии из ...

Категории