Феномен удовлетворенности браком
Страница 1

Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии проводится уже порядка трех десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака. За это время выявлено множество факторов, подтверждающих многогранность данного понятия. Но в связи с тем, что институт семьи с течением времени претерпевает серьезные изменения, изучение удовлетворенности браком всегда будет актуально.

В отечественной психологии одними из первых осветили проблему качества брака В.А. Сысенко и С.И. Голод. По мнению В.А. Сысенко, удовлетворенность семейной жизнью понятие очень широкое и включает степень удовлетворения всех потребностей личности. Для каждого из супругов в браке должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, за пределами которого уже возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные чувства и эмоции.

В исследовательской работе Шавлова А.В. дает определение такому понятию, как "удовлетворенность браком": "супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей".

Часто употребляемыми синонимами термина "удовлетворенность браком" являются "успешность брака", "стабильность брака", "сплоченность семьи", "совместимость супругов" и др.

Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками, что и было отмечено в ряде эмпирических исследований. Кроме того, Е.Ф. Ачильдиева предлагает рассматривать эти феномены как различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень "приспосабливаемости в браке", "адаптированности супругов"; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т.д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень "успеха" или "успешности" брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.

Интересными в этой связи являются работы Т.А. Гурко. В них выделены следующие факторы нестабильности молодой городской семьи: кратковременность добрачного знакомства будущих супругов, ранний возраст вступления в брак (до 21 года), неуспешность брака родителей, добрачная беременность, негативное отношение к супругу, расхождение супругов в отношений к таким важнейшим проблемам их будущей жизни, как значение профессиональной деятельности для женщин, распределение власти в семье, характер проведения свободного времени, распределение семейных обязанностей и представление о желаемом количестве детей. Интересно, что как было показано в исследовании, факторы экономического благосостояния влияют на успешность браком в зависимости от того, какое место в иерархии ценностей занимают они у супругов, и в зависимости от того, насколько сходными являются их ожидания в этом плане.

Данные об отрицательном влиянии раннего возраста вступления в брак на удовлетворенность браком подтверждаются целым рядом исследований, проведенных на различных популяциях респондентов (Юркевич).

Ряд исследователей (Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина) считают, что термин "удовлетворенность браком" имеет психологический смысл и его нельзя подменять термином "стабильность брака", психологическое содержание которого проблематично; что устойчивость благополучной и неблагополучной семей отличны и определяются различными факторами.

Довольно большое количество работ посвящено изучению личностных и внутрисупружеских факторов удовлетворенности браком. Пожалуй, наибольшей популярностью среди них пользуется проблема сходства-различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций. Подавляющее большинство результатов наглядно демонстрирует важность принципа сходства для успешности брака по глобальным личностным характеристикам или, как это формулируется большинством авторов, по типам личности. Такие данные были получены в работе А.И. Аучустинавичюте, исследовавшей супружеские пары на основании Юнговской типологии, в обследовании супружеских пар, проведенном Т.В. Галкиной и Д.В. Ольшанским. Используя тест Айзенка и ряд других методик, они показали, что в счастливых семьях противоположные личностные характеристики у супругов сглаживаются.

Большой блок работ посвящен проблеме связи сходства установок, а особенно установок супругов в сфере семейных ролей, и удовлетворенности браком. Значительный вклад в разработку этой проблемы был внесен И.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой (Волковой). Данные, полученные на основании разработанных и адаптированных ими методик, свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения и выполнения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи, а впоследствии к ее распаду. Ими было также показано, что не только реальное совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость, но также и воспринимаемое ими подобие собственных мнений с мнением другого позитивно влияет на успешность брака. Сходные результаты были получены в целом ряде других работ. Так, в исследовании В.В. Матиной и Н.Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как:

Страницы: 1 2 3


Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...

Тип руководства как основа взаимодействия руководителя и сотрудников
Что же определяет эффективность взаимодействия руководителя с подчиненными? Как проявляется это взаимодействие в процессе делового общения? На каждом этапе управленческого общения руководитель оказывает разное психологическое воздействие: отдавая распоряжения, он во многом предопределяет поведение подчиненного; получая сведения о ходе ...

Уровень интеллекта.
Интеллект (от латинского intellectus- разумение, постижение) – это относительно устойчивая структура умственных способностей, являющая собой сплав опыта и знаний, наложенных на такие природные качества, как любознательность, изобретательность, сообразительность. Это способность личности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, клас ...

Категории