Происхождение религиозного мировоззрения в работах З.Фрейда
Страница 1

Как уже отмечалось работы З.Фрейда имеют первостепенное значение с точки зрения понимания возникновения религии. В данной главе мы попробуем сделать обзор и систематизировать встречающиеся в разных работах мысли З.Фрейда о происхождении и развитии религии.

Само слово религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа, а также глагол регулировать, связывать, управлять), определяется в Советском энциклопедическом словаре, как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование богов или Бога, “священного”, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного; “фантастическое отражение в головах людей тех высших сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражение, в котором земные силы принимают форму неземных” (Ф.Энгельс) [33, c.1117].

Данное определение Ф.Энгельса отражает взгляд на религию с позиции материалистического мировоззрения. С точки зрения идеалистического мировоззрения религия - это свод правил, набор ритуалов, заповедей, а также собрание аксиоматических текстов данных человеку или группе людей высшим духовным существом, или сознанием с целью образования устойчивой связи. Реальность Бога является абсолютной, а существование мира, человека лишь относительным от факта божественного бытия. В рамках этих двух мировоззренческих подходов к религии и развиваются религиоведческие и теологические изыскания мыслителей.

Вопрос о природе религии и ее сущности безусловно волновал З.Фрейда, который занимал материалистическую позицию. Психоанализ задумывался им как естественнонаучная дисциплина раскрывающая природу человеческой психики в виде формул и строящаяся по образу, и подобию естественных наук. Соответственно и опирался он на материалистические учения своих предшественников и современников.

В своих работах Фрейд использует работы Джеймса Фрезера, известного исследователя архаических культур, Чарльза Дарвина, а также Вильгельма Вундта, Герберта Спенсера, Эндрю Ланга, Эдуарда Бернетта Тайлора, ученых занимавшихся изучением проблемой становления и развития религии.

З.Фрейд в отличие от культурологического, исторического, биологического, антропологического подходов к проблеме в качестве метода изучения использует психоаналитическое учение о психике и на его основе анализирует религиозные феномены. Это революционный для своего времени подход низводит эти феномены до продуктов психического и также позволяет проникнуть в суть их возникновения.

Анализ З.Фрейдом религиогенеза развивает его мысли о культурогенезе. Рассуждения тех, кто осмысливал культурогенез до Фрейда не выходили за пределы замкнутого круга. Сознание рождается только как результат труда. Но для деятельности требуется интеллект. Речь возникает внутри общности. Но какая сила побуждает жить сообща и искать общение? Все эти силы сцепления, перемешаны. Непонятно как они порождают друг друга. Генез культуры связывался с эволюционным процессом, с трудовой теорией (обезьяна в человека, через труд). Критика З.Фрейда этих рассуждений строилась на вопросе, как стадные животные могли превратиться в социальный организм, предполагавший нравственные принципы объединения? З.Фрейд отмечает, что человек обладает свойством которого нет в животном мире. Но это качество не прирожденно человеку, не соприродно ему. Оно возникает случайно, но не бессмысленно потому, что в самой природе человека заложена возможность такого благоприобретения. Речь идет о совести как даре, выделившем человека из царства животных.

Основатель психоанализа раскрывает происхождение культуры через механизм вытеснения в подсознание мыслей, чувств, поведения людей, не одобряемых сообществом или ведущих к его гибели. Для удержания их от “выхода наружу” требовалась энергия. Эта сублимированная энергия, по мнению Фрейда и создает цивилизацию [8, с. 9].

Страницы: 1 2


Личность и ее категории
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Структура личности по Аристотелю и Гиппократу: Четыре основных жидкости организма: кровь, флегма, черная желчь, желтая желчь. От их соотношения зависит темперамент. Основные характеристики тем ...

Ненормативное развитие как психолого-педагогическая проблема
Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости. Практический психолог, раб ...

Что же такое коллективное бессознательное?
Юнг характеризует его как такую психическую систему, которая имеет "коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов", Юнг выделяет такие его особенности: 1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности; 2) оно не основано на личном опыте и не развивает ...

Категории